Поведение при конфликтах

Как вести себя в конфликте?

Конфликт – это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей и мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой, несколькими группами.

Конфликт – не прихоть и не признак плохого воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи-то интересы. Желания. Мнения. Конфликт возник потому, что в Ваших отношениях с другим человеком появилось разногласие, а может быть –противоречие.

От конфликта нельзя отмахнуться, его можно только разрешить. А как это сделать, если страсти кипят и переполняют негативные эмоции? Не начинайте выяснять отношения, пока не будете готовы к более или менее спокойному разговору.

Решение конфликта редко лежит на поверхности, чтобы его отыскать, необходимо ответить на три очень важных вопроса:

1) что происходит;

2) кто включен в происходящие события;

3) что, какие интересы заставляют людей в них участвовать?

Прежде всего, задумайтесь о себе: какие ваши интересы затронул этот конфликт?

Подумайте о другом человеке. Ведь он тоже, скорее всего, попал в конфликт не из вредности. Ситуация задела его за живое. Чем именно? Какие свои права он отстаивает?

Итак, дайте своим чувствам остыть и поразмышляйте о причинах конфликта и его участниках.

10 практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения:

¨     Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему;

¨     Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями;

¨     Избегайте в общении крайних, резких и категоричных оценок;

¨     Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали;

¨     Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику;

¨     Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом.

¨     Критикуя одного человека, не стоит сравнивать его с другими, более лучшими;

¨     Прежде, чем начинать спор, нужно определить его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре и вероятность ее достижения;

¨     Фундаментальный принцип конструктивного ведения спора – уважительное отношение к оппоненту;

¨     Излишние эмоции представляют главную опасность конструктивному развитию спора.

Джинни Скотт в своей книге «Способы разрешения конфликтов» дает такие советы:

1)    Необходимо работать в первую очередь над своими эмоциями, взять их под контроль, преодолеть раздражение и недоверие;

2)    Внимательно выслушать другую сторону, ее интересы, нужды и желания и дать при этом понять, что слова других людей услышаны вами;

3)    Изложите собственные желания, интересы, описывая их более конкретно;

4)    Сбор интуитивно найденных решений;

5)    Выбор оптимального, удовлетворяющего обе стороны решения.