Физика

Концепция содержания общеобразовательной области

«ФИЗИКА»

1. Введение

В общей системе естественно-научного образования современного человека физика играет основополагающую роль. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.

Содержание учебного предмета «Физика» в структуре содержания общего среднего образования, его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.
В основе предлагаемой концепции построения содержания учебного предмета «Физика» лежит системно-деятельностный (личностно ориентированный) подход, который предполагает:

  • формирование и развитие в ходе образовательного процесса социально-личностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, понимание ценностно-нравственного значения образования, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им, чувство ответственности и личной перспективы, социальную мобильность и оптимизм;
  • формирование и развитие специальных предметных (знаниевых) ориентаций: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для физики как науки и как учебного предмета;
  • умение самостоятельно приобретать знания и синтезировать новое знание на основе усвоенных элементов системы физических знаний;
  • формирование и развитие в ходе образовательного процесса системных ориентаций (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях), создающих базис для непрерывного самообразования и предстоящей профессиональной деятельности.

Реализация концепции содержания образования по учебному предмету «Физика» в современных условиях предполагает:

  • подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;
  • формирование гражданской позиции, умения противостоять негативным явлениям в общественной жизни; приоритет здорового образа жизни; готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики области и страны (рабочие кадры, специалисты со средним специальным образованием); готовность к продолжению образования.

Актуальность

Физика как наука о наиболее общих законах природы  вносит существенный вклад  в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире.

Школьный курс физики – системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии. Он является неотъемлемой частью  естественно-научного образования.

Основные цели изучения физики в лицее:

  • Овладение методами научного познания законов природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • Применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач;
  • Формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;

Приоритетные направления в изучении курса физики:

  • Совершенствование структуры и содержания школьного курса физики в условиях модернизации образования;
  • Реализация образовательных стандартов в обучении физике  в основной и средней (полной) школе;
  • Использование вариативных учебных программ, ИУМК при сохранении требований к содержанию при различных научно-методических подходах.
  • Дифференциация, позволяющая  на всём протяжении обучения получать учащимся подготовку по физике разного в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающими возможности выбора типа образования на старшей ступени общего образования в соответствии с Положениями Концепции профильного обучения;
  • Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении физике;
  • Использование возможностей демонстрационного и лабораторного эксперимента;
  • Подготовка к государственной итоговой аттестации в 11 классе в форме ЕГЭ, в 9 классе в форме ГИА
  • Работа с одарёнными детьми;
  • Использование современных образовательных технологий

Содержание учебного предмета «Физика» должно:

  • включать основы физической науки об общих свойствах материи и различных формах её движения;
  • структурироваться на основе фундаментальных физических теорий и цикле научного познания в соответствии с усложнением форм движения материи;
  • исходить из представлений о физике как наиболее фундаментальной из наук, изучающих процессы и явления и присущие им закономерности;
  • трактовать физику как науку, определяющую перспективные направления развития современной техники и инновационных технологий;
  • содержать обязательный минимум учебной информации, предназначенной для усвоения всеми учащимися, основные сведения об экспериментальных фактах, физических понятиях, законах, фундаментальных физических теориях и их практическом использовании;
  • предусматривать условия для реализации индивидуальных образовательных возможностей каждого учащегося, в том числе с помощью факультативных, поддерживающих и стимулирующих занятий;
  • соответствовать современному состоянию науки и педагогической практики, быть единым в методологическом отношении и концентрироваться по трём сквозным содержательным линиям: физические методы исследований явлений природы; физические объекты и взаимодействия между ними; физические аспекты жизнедеятельности человека.

В качестве основных целей и задач физики, как учебного предмета определяются следующие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий,
  • подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе;
  • развитие представлений: о физике как части общечеловеческой культуры, её значимости для общественного прогресса; об идеях и методах физической науки; о границах применимости физических законов и теорий, о роли выдающихся учёных в развитии физики;
  • освоение системы знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
  • формирование основ научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса, понимания значимости физики для развития техники и общественного прогресса, для установления гармонии между человеком и природой;
  • овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, планировать, выполнять и оценивать результаты физических экспериментов, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
  • оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • использовать физические знания в практической деятельности; овладение умениями применять полученные знания: для обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за сохранение окружающей среды.

Настоящая концепция определяет общие подходы к осуществлению физического образования в лицее.

Концепция не определяет объём и глубину содержания учебного материала, эту функцию выполняют государственные образовательные стандарты. Последовательность изучения учебного материала определяется учебными программами и учебниками (учебными пособиями), которые составляются с учётом возможных методических решений целей и задач обучения физике.

Цели физического образования и основные концептуальные положения

Основной целью физического образования можно считать обучение учащихся физической деятельности, то есть деятельности учеников, направленной на освоение физической области знаний. В проекте Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования сказано, что изучение предметной области  «Физика»  должно обеспечить:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Основные принципы построения содержания учебного предмета «Физика»

При определении содержания учебного предмета «Физика» необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности: понятия, факты, методы должны быть базовыми в физике как науке и востребованными в дальнейшем при продолжении образования и практической деятельности.
При отборе содержания физического образования предпочтение отдаётся его развивающей функции. Для обязательного усвоения выделяется минимальный объём информации, акцент делается на овладение обобщёнными универсальными способами деятельности, а также умениями применять их для анализа и исследования отдельных фактов. Дифференциация образования реализуется посредством проведения факультативных занятий. Содержание учебной программы составляет основу построения содержания факультативных занятий.

Содержание учебного предмета «Физика» строится на основных дидактических принципах развивающего обучения и воспитания (научности и доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой и др.) и следующих частнометодических принципах:

  • генерализации учебного материала (объединение изучаемого материала на основе важнейшего атрибута материи – движения, при котором главное внимание уделяется изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории);
  • линейного построения, предполагающего изучение учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся, их познавательными и возрастными возможностями;
    деятельностного подхода, предусматривающего теоретическую и экспериментальную учебно-познавательную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, формирование умений выдвижения гипотез, выбора моделей и установления границ их применимости, а также интерпретации результатов наблюдений и экспериментов;
  • гуманизации и гуманитаризации, предполагающих изучение физики в контексте общечеловеческой культуры и исторического развития цивилизации.

Обеспечение качества обучения через  материалы

учебно-методического комплекса по физике

В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят учебные программы, учебные пособия, учебники, сборники задач, дидактические материалы, рабочие тетради, сборники контрольных (проверочных) работ, учебно-методические пособия для учителей, демонстрационные и компактные таблицы. Могут также использоваться дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и другие средства. Их сочетание содействует повышению эффективности обучения учащихся физике.

Система дидактических материалов включает самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности текущего, промежуточного и итогового контроля.

В процессе обучения учащихся физики используются электронные средства, которые включают наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и т. д. Они повышают степень наглядности, способствуют конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся, создают эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.

Учебно-методическое обеспечение курса физики даёт возможность осуществления самообразования учащегося и использования разных методических систем и образовательных технологий.

Предмет физика изучается по следующим основным программам:

Физика

Общеобразовательные классы: Рабочая программа на основе примерной программы Перышкина А.В, О. Ф. Кабардина и В. А. Орлова в соответствии с федеральным компонентом Госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего обра­зования, Дрофа, 2010г

Базовый уровень

Изучение курса физики по учебникам:

  • 7 класс: «ФИЗИКА 7 класс»  Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Дрофа, 2009 г.
  • 8 класс: «ФИЗИКА 8 класс» Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Дрофа, 2009 г.
  • 9класс: « ФИЗИКА 9 класс»  Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Дрофа, 2009г.
  • 10 класс «ФИЗИКА 10 класс» Мякишев Г.Я и Буховцев Б.Б, 2010 г
  • 11 класс «ФИЗИКА 11 класс» » Мякишев Г.Я и Буховцев Б.Б, 2010 г

Система обучения по данным учебникам реализует государственный стандарт по физике и представляет один из возможных вариантов его конкретизации. Ведущий принцип в обучении - единство теории и практики, взаимосвязи и взаимозависимости знания и деятельности; главная цель теоретико- практическая ,.

Программа "Физика" 7-9 класс под редакцией  Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Дрофа, 200 г и 10-11класс Мякишев Г.Я и Буховцев Б.Б, 2010 г. полностью обеспечена учебниками. В УМК также входят «Методические рекомендации к учебнику Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Дрофа, 200 г ,10 - 11 класс – 20г.,  Мякишев Г.Я и Буховцев Б.Б, 2010 г,  в которых представлены основные направления в обучении физике в каждом классе, планирование, методические рекомендации к изучению разделов, контрольные и лабораторные работы.

Программно-методическое обеспечение соответствует учебному плану. Учебники соответствуют федеральному перечню. В кабинете собран большой дидактический материал по всем темам и разделам курса.

Профильные классы

10,11 классы:

Учебники:

«Физика 10 класс» Мякишев Г.Я и Буховцев Б.Б, 2010 г.

«Физика 10 класс» Пинский А.А,2010г

«Физика 11 класс» » Мякишев Г.Я и Буховцев Б.Б, 2010 г.

«Физика 11 класс» » Пинский А.А,2010г

Выбор программ обеспечен широким спектром предоставляемых  учащимся возможностей:

  • Развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • Повышения эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Формирования навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
  • Овладения приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Формирования и развития компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.

Обеспечение качества обучения через преемственность образовательных программ учебных курсов

Преемственность образовательных программ учебных курсов по физике

классы

базовый уровень

профильный уровень

часы

часы

1

7 класс

2

2

8 класс

2

3

9 класс

2

4

10 класс

2

5

5

11 класс

2

5

Система лицейского физического образования

Система лицейского физического образования - составная часть системы общего естественнонаучного образования, структура которого соответствует структуре лицея, основным её ступеням.

Ступени:

1 ступень (7 класс) – начальная школа – призвана обеспечить формирование у учащихся первоначальных физических знаний (требования – уровень обязательной подготовки) – базовый уровень

2 ступень (8-9 классы) – основная школа – призвана обеспечить формирование у учащихся первоначальных физических знаний (требования – уровень обязательной подготовки) – базовый уровень

3 ступень (10-11 классы) – старшая (профильная) школа – предоставляет право выбора направления общеобразовательной подготовки. Реализуется идея дифференцированного подхода. В зависимости от выбранного направления, профиля обучения учащиеся смогут получить физические знания разного уровня.

Базовый компонент физического образования

Обеспечивается в VIII - IX классах и обязателен для всех учащихся. Он представлен в основной школе в виде систематического курса физики. Из него учащиеся получат знания, объем, и теоретический уровень которых будет определять обязательную физическую подготовку школьников в основной школе. Поскольку эти знания станут основой для дальнейшего физического образования, как в школе, так и в других учебных заведениях, то обязательный уровень овладения ими, зафиксированный в Государственном стандарте школьного физического  образования, можно назвать базовым.

Профильный компонент школьного физического образования

Призван наряду с решением общих учебно-воспитательных задач развивать интерес учащихся к физике, углублять их, способствовать к дальнейшему успешному освоению специальностей, связанных с физикой. Этот компонент физического образования совпадает с профилированным звеном школы и неразрывно с ним связан. Уровень физической подготовки учащихся определяет выбранный ими профиль обучения.

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля,  индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами,  линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу  линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Обеспечение качества обучения через  организацию спецкурсов:

1. Адаптированная сквозная программа спецкурса по физике «В мире физики» для учащихся 9 ,10,11 классов на 204часа

2. Предмет: физика

3. Авторы: Миронова Любовь Андреевна, учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №2» , Капутская Елена Ильинична, учитель физики первой квалификационной категории МАОУ «Лицей №2»

4. Краткая аннотация: программа курса поможет учащимся 9-11 классов, осваивающими углубленное и профильное  содержание по имеющейся в лицее адаптированной программе, выйти на качественно новый уровень обучения: на решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий, что актуально для лицея, работающего в рамках элективной технологии. Программа рассчитана на учащихся, увлекающихся физикой, желающих реализовать себя в конкурсах, конференциях, олимпиадах, а также возможность выпускнику лицея успешно продолжать дальнейшее обучение в ВУЗе технической направленности.

5. Дата и номер МЭС: 20.06.2011

1. Программа элективного спецкурса «От пушки Архимеда до реактивного двигателя » для учащихся 8 классов на 16 часа

2. Предмет: физика

3. Автор: Кужель Ирина Александровна, учитель физики первой категории, МАОУ «Лицей №2»

4. Краткая аннотация:  В рамках реализации концепции профильного обучения в лицее данный элективный курс поможет в дальнейшем определиться с выбором профиля (физико-математический или индустриально-технологический). Обогащение образовательной среды за счет спецкурсов и материала для самообразования позволяет интегрировать интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты не просто деятельности, а сотворчество участников образовательного процесса. Основной целью программы является развитие интереса учащегося к предмету и к себе как к автору самообразования; создание среды богатой информацией, свободой деятельности, неформальной атмосферой, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности и образовательного маршрута; самостоятельное регламентирование моментов сосредоточения и релаксации, а также многое другое.

5. Дата и номер МЭС: МЭС 25. 12. 2007 г.   ОЭС 19. 06. 2007 г. (рецензия)

1. Программа элективного спецкурса «Удивительное электричество » для учащихся 8 классов на 16 часа

2. Предмет: физика

3. Автор: Кужель Ирина Александровна, учитель физики первой категории, МАОУ «Лицей №2»

4. Краткая аннотация: В рамках реализации концепции профильного обучения в лицее данный элективный курс поможет в дальнейшем определиться с выбором профиля (физико-математический или индустриально-технологический). Тема «Электромагнетизм» занимает одно из ведущих мест в системе физических знаний и имеет большое практическое значение. Понятие об электрических зарядах, их взаимодействия, о виде материи, посредством которой осуществляется это взаимодействие, электрическое поле, учащиеся впервые получают в восьмом классе. Задача курса состоит в том, чтобы углубить и расширить их представления об этом виде материи.

5. Дата и номер МЭС: ОЭС 19. 06. 2007 г. (рецензия)

1. Программа элективного спецкурса «Методы решения физических задач » для учащихся 10-11 классов на 66 часа

2. Предмет: физика

3. Авторы: Миронова Любовь Андреевна, учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №2» , Капутская Елена Ильинична, учитель физики первой квалификационной категории МАОУ «Лицей №2»

4. Краткая аннотация: Необходимым элементом учебной работы по физике является решение задач. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике, который способствует приобщению к самостоятельной творческой работе, приучает анализировать изучаемые явления, помогает глубже проникнуть в их сущность, знакомит с методами моделирования физической ситуации, способствует политехническому образованию школьников и играет важную роль в профессиональной ориентации.

В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.  Данный курс рассчитан на учащихся 10—11 классов профиль­ной школы и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов физики.

5. Дата и номер МЭС:

1. Программа элективного спецкурса «Физика в медицине» для учащихся 10 кл.  на 30 часов

2. Предмет: физика

3. Автор: Авторы: Миронова Любовь Андреевна, учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №2»

4. Краткая аннотация: Программа курса  относится к типу профориентационных, позволяет учащимся 10 классов расширить и углубить знания по физике, необходимые для выбора медицинских профессий. Данная программа имеет практическую и профориентационную направленность, которая предполагает ведение обучающимися исследовательской работы; способствует развитию личностных качеств, связанных с формированием самооценки, самодостаточности, коммуникабельности; даёт возможность самореализоваться и самоутвердиться в социуме; повышает интерес  к ведению здорового образа жизни.

5. Дата и номер МЭС: МЭС 25. 12. 2007 г.   ОЭС 19. 06. 2007 г. (рецензия)

1. Программа элективного курса «Перекрестки физики, химии, биологии и астрономии» для учащихся 10-11 кл.  на 136 часов

2. Предмет: физика

3. Автор: Миронова Любовь Андреевна, учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №2»

4. Краткая аннотация: Программа курса относится к типу межпредметных,  профориентационных,  позволяет учащимся 10-11 классов систематизировать основные знания и сформулировать представления о единой картине мира. Программа включает три модуля: практический, теоретический и контрольный. В рамках программы проводится ряд комплексных, комбинированных, интегрированных уроков, которые проводят различные специалисты, учителя химии, биологии, физики. Практико-ориентированная направленность программы определяет деятельность учащихся при выполнении лабораторных работ, составлению отчетов, выполнению исследовательских работ, подготовке рефератов.

5. Дата и номер МЭС: МЭС 25. 12. 2007 г.   ОЭС 19. 06. 2007 г. (рецензия)

1. Программа элективного курса «На дне воздушного океана» для учащихся 7 кл.  на 12 часов

2. Предмет: физика

3. Авторы: Миронова Любовь Андреевна, учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №2», Полякова Татьяна Алексеевна, учитель физики второй квалификационной категории МАОУ «Лицей №2»

4. Краткая аннотация: Программа курса относится к типу межпредметных, позволяет учащимся 7 классов развивать творческие способности через проблемные и практические задания и решения открытых задач.Обучение по программе будет происходить через сотрудничество в малых группах, в процессе коллективного творчества, путём решения проблемных задач с применением элементов ТРИЗ.Программа поможет обобщить знания, полученные учащимися при изучении природоведения, биологии . Особенностью курса является и то, что занятия планируется проводить на основе технологий ТРИЗ, АРИЗ и РТВ.Практико-ориентированная направленность программы определяет деятельность учащихся при выполнении лабораторных работ, составлении отчётов по результатам наблюдений и экскурсий, подготовке рефератов и исследовательских работ.

5. Дата и номер МЭС: МЭС 25. 12. 2009 г.   ОЭС 19. 06. 2009 г. (рецензия)

  1. Программа элективного курса «Электротехника и радиоэлектроника»
  2. Предмет, количество часов, класс Экспериментальная физика, 132 часа,  10 – 11   класс.
  3. Авторы-составители Черных Е. И., МОУ «Ангарский лицей №2».
  4. Краткая аннотация Курс имеет практическую и профориентационную направленность, связанную с использованием электроизмерительных приборов, исследованием электрических цепей, сборкой электронной аппаратуры.

5. Дата и номер регистрации МЭС, ОЭС,  МЭС 22.10.2007 г.

  1. 1. Полное название программы Факультативный курс по физике
  2. 2. Предмет, количество часов, класс Физика, 192 часа, 10 - 11 класс
  3. 3. Авторы-составители Миронова Л. А., Капутская Е. И.,
  4. 4. Краткая аннотация

Программа факультативного курса по физике поможет учащимся 10-11 классов, выйти на качественно новый уровень обучения: на решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий. Программа рассчитана на учащихся, увлекающихся физикой, желающих реализовать себя в конкурсах, конференциях, олимпиадах, а также дает возможность выпускнику лицея успешно продолжать дальнейшее обучение в вузах технической направленности. Программа состоит из 3-х модулей: «Молекулярная физика и начала термодинамики», «Электродинамика и магнетизм», «Электродинамика и магнетизм».

  1. 5. Дата и номер регистрации

МЭС 23. 05. 2011 г

  1. 1. Полное название программы

«Экспериментальные основы элементарной физики»

  1. 2. Предмет, количество часов, класс
    Физика, 72 часа, 8 – 11 класс
  2. 3. Авторы-составители

Уфимцев Г. Ф., МОУ «Ангарский лицей №2»

  1. 4. Краткая аннотация

Программа «Экспериментальные основы элементарной физики» способствует развитию экспериментальных и исследовательских навыков и умений учащихся через постановку и выполнение физических экспериментов. Спецкурс имеет практическую направленность, готовит учащихся к выполнению экспериментальной части ЕГЭ, развивает логическое мышление.

  1. 5. Дата и номер регистрации МЭС, ОЭС

МЭС 23. 11. 2011 г.     ОЭС 25. 11. 2005 г.

Учащиеся имеют  возможность подробно ознакомиться с информацией о предлагаемых спецкурсах и их программами на сайте лицея, в печатных материалах лицея.

Обеспечение качества обучения достигается через использование технологий и соответствующих приемов обучения:

Каждая педагогическая технология, каждая группа методов объективно имеют свои возможности для формирования у учащихся умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создания развивающей среды. Учителя  изучают и применяют технологии, адекватные целям личностно-ориентировочного обучения и индивидуального развития учащихся.

Применяемые эффективные технологии

Развивающая функция технологии

Игровые технологии (Дидактические игры)

(Б.П. Никитина),

Игровые приемы и ситуации, высту­пают как средство побуждения, сти­мулирования учащихся к учебной деятельности

Личностно-ориентированные технологии.

*Дифференциация и индивидуализация. Дифференцированное обучение (М .П .Гузик, В.В.Фирсов)

*Индивидуализированное обучение (И.Унт, А.С.Границкая)

Обеспечивают развитие самостоятельности, индивидуальности.

проектную (согласно теоретическим основам Э. Дьюи и Э. Коллинз), коллективного способа обучения (А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко)

Формируют у учащихся определенные системы интеллектуальных и практических умений путем обоснованной, спланированной и осознанной  проектной деятельности

*Технологии интенсивного обучения с помощью опор и опорных конспектов В.Ф.Шаталова

Имеет исключительное значение для слабых учащихся, вселяет в них уверенность (я - могу, я - способен, я -не хуже других), воспитывает стереотип учебного труда.

-          здоровьесберегающую (по методике Е.Н. Дзятковской),

Обеспечивает организационно-педагогическая работа по обеспечению оптимальных  гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса

Информационные (компьютерные технологии)

Обеспечивают осмысление и рефлексию процесса учения, перенесение центра тяжести с преподавания на учение, самообразование.

Какие факторы заставили нас обратиться к этим технологиям?

  1. Зона ближайшего развития детей, и как следствие этого, разный темп их развития и усвоения знаний.
  2. Разная социальная среда, в которой развивается ребенок, следствием чего является различный багаж знаний и умений.

3.     Значит, обучение должно быть приспособлено и исходить из уровня развития каждого, то есть должно быть личностно-ориентировано и  индивидуализировано.

Обеспечение качества обучения достигается через использование межпредметных связей

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Лок—истории и географии.

В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги, они подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.
Физика занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение физики в старших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий.

При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но простое накопление знаний еще недостаточно для эффективной подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь синтезировать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование синтезирующего мышления школьника способствует осуществлению межпредметных связей при изучении ими основ наук.

Осуществление связи курса физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех, и особенно естественно-математических и политехнических дисциплин, которые используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы. Важно также, что на занятиях по физике учащиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, что в равной мере межпредметные связи необходимы и для успешного изучения физики.

Основные формы связи физики с другими предметами:

  • Раскрытие взаимосвязи физических явлений с биологическими, химическими и другими явлениями;
  • сообщение знаний о применении физических явлений и закономерностей в других науках;
  • использование на занятиях по физике знаний и умений, которые учащиеся получили при изучении других предметов;
  • проведение комплексных экскурсий;
  • проведение внеклассных занятий комплексного характера (организация работы кружков, использующих знания учащихся по двум или нескольким предметам, например, кружков юных био- и агрофизиков; проведение конференций, вечеров);
  • выполнение учащимися учебных заданий, связанных с трудовым обучением: наблюдения и опыты по изучению процессов переработки материалов в учебных мастерских, физические опыты и наблюдения по изучению физических свойств почв, воздуха и растений в связи с опытно-практической деятельностью

Обеспечение качества обучения через  профессиональное развитие преподавателей посредством курсов повышения квалификации, организованными:

1. ОГОУ ДПО «ИИПКРО» «Учитель физики в современной информационной среде», 2010 – 2011 гг.

2. ФГБОУ ВПО «МИФИ» «Решение задач по физике повышенной сложности», 28. 11 -  01. 12. 2011 г.

3. МБОУ ДПОС ЦОРО «Основы современных информационных технологий. ЕГЭ: информационные технологии подготовки. Технология подготовки к ЕГЭ по физике» 05. 12 - 11. 12. 2011 г

Контроль  учебных достижений учащихся

В ходе обучения  осуществляется входной,  текущий,  промежуточный  и итоговый контроль учебных достижений учащихся.

Цель входного контроля (сентябрь) - выявление уровня орфографической и пунктуационной грамотности,  сформированности заданных  образовательной  программой ЗУНов. Для входного контроля используются готовые контрольные работы из базового учебника либо контрольные работы, разработанные самими учителями.
Текущий контроль осуществляется по итогам каждого занятия на основании качества работы каждого учащегося.

Промежуточный контроль (апрель) осуществляется по итогам изучения  учебного модуля или тематического блока курса. Для промежуточного контроля используются готовые контрольные работы из базового учебника либо контрольные работы, разработанные самими учителями.

Итоговый  контроль (май-июнь) позволяет оценить успешность всего курса в целом, учебные достижения каждого из учащихся и служит одним из показателей качества работы  учителя и качества обучения в целом.

Входной контроль (сентябрь)

Зимняя   сессия

Промежуточный контроль       (апрель)

Летняя   сессия

Итоговая аттестация

7 классы

Контрольные работы

Контрольные работы

Контрольные работы

Контрольные работы

8  классы

Контрольные работы

Контрольные работы

Контрольные работы

Контрольные работы

9 классы

Контрольные работы

Тест

Тест

ГИА

10 классы

Тест

Тест

Тест

Тест

11 классы

Тест

Тест

Тест

ЕГЭ

Возможности изучения физики на повышенном уровне в системе основного и дополнительного

образования

Учащиеся могут изучать физику в системе основного и дополнительного образования. Основное образование учащиеся общеобразовательных учреждений получают на уроках, а дополнительное – на факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной деятельности, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения.

Основное образование по физике обеспечивается согласованностью образовательного стандарта, типовых учебных планов для каждого типа общеобразовательных учреждений и учебной программы.

Повышенный уровень изучения физики обеспечивается в  лицее на уроках и факультативных занятиях.

Увеличение количества учебных часов на изучение физики в X–XI классах физико-математического направления  позволяет учащимся не только овладеть общеобразовательным минимумом, но и углубиться в обязательное содержание образования посредством решения различного вида задач и проведения экспериментальных исследований.

Главной целью факультативных занятий по физике является углубление в содержание, определённое основной учебной программой, развитие у учащихся интереса к предмету, привитие навыка самостоятельной работы, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Проведение факультативных занятий по физике осуществляется по утверждённым в установленном порядке учебным программам. Постоянные формы внеурочной работы в рамках дополнительного образования по физике проводятся с определённой периодичностью в течение всего учебного года.

К ним относятся кружок, интеллектуальный клуб, заочная физико-математическая школа, групповая и индивидуальная работа с одаренными учащимися и другие формы. Кружок в отличие от факультативных занятий может не иметь регламентирующей программы. Программа работы кружка утверждается непосредственно в самом учреждении образования и в условиях общеобразовательных учреждений, расположенных в сельских населённых пунктах, может быть ориентирована на учащихся разных классов. Интеллектуальный клуб, заочная физико-математическая школа могут объединять учащихся общеобразовательных учреждений определённого региона. При этом занятия могут проводиться как при непосредственном участии учащихся, так и дистанционно.

Непостоянные формы работы по физике могут проводиться как в самих общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, высших учебных заведениях и других организациях. Такие формы ориентированы на участие в предметных олимпиадах и конференциях, подготовку и проведение физических вечеров и конкурсов, выполнение ученических научных работ и др. Дополнительное образование может осуществляться на всех ступенях общего среднего образования посредством постоянных и непостоянных форм внеурочной и внешкольной работы по физике и других видов деятельности.

Место предмета в системе дополнительного образования в лицее (внеурочная деятельность)

Содержание

Развивающая функция

Спецкурс «От пушки Архимеда, до реактивного двигателя» 8 класс

Спецкурс  «Удивительное электричество» 8 класс

Спецкурс  «Законы сохранения в механике» 9класс

Спецкурс «Молекулярная физика и термодинамика»10 класс

Спецкурс «Электродинамика»10 класс

Спецкурс «Колебания и волны»11класс

Мой выбор атомная наука и техника10-11 класс

Данные курсы активизируют  познавательную активность

*Позволяют расширить знания по основным разделам физики

*Представленные курсы помогут учащимся в формировании:

-умения выражать свои мысли

-освоить законы физики

--учатся слушать и понимать чужие высказывание

-учатся работать с учебником

1. Организация исследовательской деятельности учащихся (по одному предмету, межпредметная интеграция)

2. Совместная работа с музеями города и области (Музей АЭХК, Музей Экспериментария) для проведения уроков и внеурочных мероприятий

3. Участие в лицейском проекте «Профессия в моей семье» (7 классы)

*Прививают социально- коммуникативные навыки

*Позволяют расширить кругозор, развить и формировать

-физическую картину мира,

-физические знания

-пробудить интерес к науке

- мотивацию к обусению

Задачи экспериментально-методического объединения учителей физики в контексте реализации

концепции:

  • обеспечение нормативно-правовой базы для повышения качества образования физике
  • использование новых моделей обучения (проектная деятельность, интеграция учебных предметов, использование ИКТ на уроках физики);
  • повышение результативного участия учащихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах в рамках программы «Одаренные дети»;
  • изучение способностей учащихся и их развитие в системе профилизации лицея;
  • повышение качества результатов по отработанным технологиям при подготовке к  ГИА и ЕГЭ по физике.

Заключение

Представленная концепция должна служить основой для разработки обязательного содержания образования по физике и требований к уровню подготовки по итогам второй ступени общего базового образования (VI–IX классы) и третьей ступени общего среднего образования (X–XI классы).

Положения данной концепции должны быть конкретизированы в образовательном стандарте, который определяет обязательное содержание образования, требования к уровню подготовки выпускников; в учебной программе и учебно-методическом комплексе.