Черчение

КОНЦЕПЦИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ»

1. Общие положения

Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем управления, включающих различные графические способы отображения геометрических и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.

Большое значение графический язык приобретает в связи с реализацией в стране государственных экономических программ, развитием науки, высоких технологий, культуры и пр. Вследствие этого возникает необходимость подготовки школьников к овладению элементами графического языка, приобщению их к графической культуре общества как совокупности достижений человечества в области создания и использования графических информационных средств.

Каждый выпускник политехнического лицея должен иметь хорошую графическую подготовку, а значит, уметь прочитать и проанализировать форму предмета, представить его в пространстве и грамотно вычертить. Для этого необходимо свободно владеть различными приемами геометрических построений, знать правила изображения предмета в ортогональных проекциях и в аксонометрии, иметь навыки выполнения графических работ.

2. Цель и задачи учебного предмета «Черчение»

Графический компонент образования должен обеспечить у учащихся формирование такой совокупности рациональных приёмов выполнения и чтения различных изображений, которая позволила бы им в той или иной мере ориентироваться в большом объёме современных графических информационных средств. Эта совокупность должна быть нормой, «стандартом» графического образования школьника.

Основной целью учебного предмета «Черчение» является формирование приёмов чтения и выполнения различных изображений, позволяющих ориентироваться в современном мире графических информационных средств, приобщаться к графической культуре, овладевать графическим языком как средством общения людей различных профессий.

Реализация этой цели предполагает решение задач:

— формирование у учащихся системы знаний о графических изображениях, видах графической информации, стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

— овладение учащимися приёмами анализа графической информации об изделиях, чтения в установленном порядке такой информации;

— развитие у учащихся пространственных представлений, эстетического вкуса, воспитание положительных качеств личности;

— ознакомление с компьютерными технологиями, использованием ЭВМ для получения графических документов;

— подготовка учащихся к применению полученных знаний, умений и навыков в школьной и повседневной практике, к конструкторско-технологической деятельности, дизайну.

3. Содержание образования по учебному предмету «Черчение»

Типы графических изображений. Чертёж в прямоугольных проекциях, эскиз, технический рисунок, вид, сечение, разрез, аксонометрическая проекция, формы представления информации в прикладной графике.

Графические системы и средства получения изображений. Графические способы отображения информации о предметах, в том числе путём проецирования. Системы визуальной информации, средства графического языка (изобразительные, знаковые). Порядок формирования изображений (ручной, компьютерный). Правила выполнения конструкторской документации по ЕСКД (графической и текстовой). Чертежи различного назначения, приёмы их чтения.

Формообразование. Объекты графических изображений, их пространственная характеристика. Поверхности и тела, геометрические элементы формы, её анализ, преобразование.

4. Проверка уровня графической подготовки

Проверка графической подготовленности учащихся осуществляется с помощью текущего и тематического контроля. Общие требования к уровню подготовки учащихся сформулированы в программе учебного предмета.

5. Состав и структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс по предмету «Черчение» для политехнического лицея состоит:

— из учебной программы;

— учебника, учебного пособия;

— учебно-методических пособий;

— таблиц;

— дидактических материалов;

— аудиовизуальных и электронных средств обучения.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся

по учебному предмету «Черчение»

Планируемые результаты обучения учащихся в предметно - деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательных стандартов по учебному предмету «Черчение» к уровню подготовки учащихся по следующим содержательным  компонентам:

— объекты изображений (форма, взаимосвязь, пространственная характеристика);

— средства графического отображения информации об изделиях;

— графическая документация, используемая в различных сферах деятельности человека;

— рациональные приёмы графической деятельности по чтению и выполнению изображений.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в конце изучения темы или раздела программы и может проводиться в виде устного опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих проектов, изготовления контрольных изделий, разработки графической и технологической документации.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по пятибалльной системе, основными функциями которой являются:

— образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

— стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

— диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

— контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;

— социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Черчение» учитывается характер допущенных ошибок — существенных и несущественных, погрешностей.

К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил программный материал, затрудняется самостоятельно выполнять даже простые графические задания, допускает ошибки при чтении чертежа.

К категории несущественных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил особенности некоторых графических построений и затрудняется самостоятельно их выполнить.

К категории погрешностей относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил содержание дополнительных справочных и методических материалов, графические задания выполняет не аккуратно.

Количество баллов снижается на 10 и 50 %, если в нём соответственно допущены несущественная и существенная ошибки.

Количество баллов снижается на 5 %, если в нём допущено 2—3 погрешности, и на 10 %, если количество погрешностей превышает 3.