Химия

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

Введение

Химия — естественная наука, изучающая вещества и их превращения, которые сопровождаются изменением состава и строения. Химические законы и теории оказывают значительное влияние на развитие других, смежных с ней естественных и технических наук. Одновременно химия связана с решением социальных проблем, удовлетворением потребностей каждого человека и общества в целом. Химические знания являются значительной частью общей культуры человека и вносят заметный вклад в устойчивое развитие цивилизации.

Химия как учебный предмет в лицее это дидактический эквивалент науки химии, преобразованный с учётом целей, задач, ступени обучения, возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

Обучение химии в лицее предполагает:

  • формирование и развитие в процессе обучения социально-значимых ценностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, осознание ценности получаемого химического образования, чувства ответственности и патриотизма, социальную мобильность, способность адаптироваться в разных жизненных ситуациях;
  • формирование и развитие ключевых и предметно-специальных (или предметно-специфических) компетенций: знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности, специфичных для химии умений ориентироваться в потоке информации и анализировать её, способности к самостоятельному добыванию химических знаний;
  • формирование системных химических знаний, создающих основу для непрерывного образования и самообразования на последующих этапах обучения и предстоящей профессиональной деятельности.

Роль учебного предмета «Химия» обусловлена ролью соответствующей науки в познании законов природы.

Фундаментальная составляющая

 

  • Систематическое рассмотрение основных химических понятий, законов и теорий, фактов способствует формированию мировоззрения современного человека и его общекультурной компетентности.
  • Химическое образование обеспечивает как передачу фактического материала о строении, свойствах и превращениях веществ, составляющих основу материального мира, так и развитие в процессе систематического изучения основных химических понятий, законов и теорий на основе специфических методов обучения (наблюдение, химический эксперимент, качественные и расчётные задачи, моделирование), навыков и приёмов мышления.

 

Прикладная и общекультурная составляющие

 

  • знание значения веществ и их превращений в жизни человека;
  • знания о химических превращениях лежат в основе создания и управления различными производствами;
  • на основе химических технологий развиваются такие отрасли промышленности, как химическая и нефтехимическая, чёрная и цветная металлургия, индустрия строительных материалов, лёгкая, пищевая, фармацевтическая промышленность, сельское хозяйство;
  • состояние химической индустрии во многом определяет благосостояние любой страны;
  • продукция химической промышленности широко используется в быту;
  • неумелое обращение с веществами природного и техногенного происхождения может причинить вред не только тому, кто это делает, но и окружающим, или даже иметь глобальные последствия для общества и природы;
  • химическая наука и образование приобретают значимость одного из важнейших факторов развития современной цивилизации, являются необходимым условием её существования.

 

Поэтому усвоение основ химической науки, безусловно, необходимо каждому члену современного общества.

Содержание химического образования в лицее ориентировано на освоение учащимися культуры рациональной деятельности на основе знаний о свойствах важнейших веществ, окружающих человека в повседневной жизни, природе, промышленности, и понимания сути химических превращений.

Особенностью изучения курса химии является и то, что на материале этого учебного предмета у учащихся воспитывается убеждённость в необходимости вести здоровый образ жизни, приобретается опыт химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту.

Настоящая концепция определяет общие подходы к осуществлению химического образования в лицее.

Концепция не определяет объём и глубину содержания учебного материала, эту функцию выполняют государственные образовательные стандарты. Последовательность изучения учебного материала определяется учебными программами и учебниками (учебными пособиями), которые составляются с учётом возможных методических решений целей и задач обучения химии.

1. Теоретико-методологические подходы и принципы химического образования в лицее.

Методологической основой отбора и конструирования содержания химического образования на всех уровнях образования выступают системно-структурный, интегративный, компетентностный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.

Системно-структурный подход обеспечивает на основе последовательного систематического изучения учебного предмета «Химия» формирование в сознании учащихся систем основных химических понятий, законов, теорий, фактов и методов химической науки. Одновременно он обеспечивает целостность лицейского химического образования на разных ступенях через все организационные формы обучения (урок, лабораторный практикум, факультативное занятие, внеклассная работа), реализуя единые цели, содержание, формы, методы и средства.

Интегративный подход отражает ведущую тенденцию развития современной науки — её интегративный характер. В лицее установлены установлены внутри- и межпредметных  связи как механизмы и средства интеграции. При этом интегративный подход реализуется через вертикальную и горизонтальную интеграции.

Вертикальная интеграция обеспечивает преемственность между отдельными разделами и блоками содержания учебного предмета «Химия» через установление внутрипредметных связей (неорганическая, органическая, аналитическая, физическая). Горизонтальная интеграция осуществляется посредством реализации межпредметных связей химии с другими учебными предметами естественно-математического (внутрицикловая интеграция – математика, биология, физика).

В целом интегративный подход способствует формированию у учащихся целостных представлений о химической картине природы как части научной картины мира.

Компетентностный подход обеспечивает формирование у учащихся в процессе обучения химии не только ключевых и предметно-специфических компетенций, но и общекультурной компетентности. При этом особое внимание уделяется формированию у учащихся химических знаний, развитию умений и первоначального опыта творческой деятельности (постановка и осуществление химического эксперимента), связанной с химией.

Культурологический подход позволяет рассматривать химическое образование как феномен культуры, а формирование культуры учащихся — как его основную цель. При этом лицей обеспечивает учащегося необходимым объёмом химических знаний и умений, которые должны войти в багаж каждого образованного человека.

Личностно-деятельностный подход ставит в центр образовательного процесса личность ученика, предполагает создание условий для развития его способностей и возможностей для самореализации, раскрытие индивидуальности личности в процессе выполняемой деятельности. Следовательно, личностно - деятельностный подход в процессе обучения химии предполагает выполнение таких видов деятельности, которые будут обеспечивать развивающее воздействие на все сферы личности учащихся, способствуя мотивации к изучению химии и повышению качества школьного химического образования в целом.

Химическое образование включает:

  • систему знаний в области химии;
  • систему умений (интеллектуальных, общенаучных и специальных), формируемых при изучении химии;
  • опыт практической деятельности, накопленный в данной области, а также позитивного отношения к человеку и окружающему миру на основе правильно сформированных ценностных ориентаций.

Перечисленные компоненты химического образования формируют образовательную среду на протяжении всего периода изучения учебного предмета «Химия» на I, II и III ступенях общего среднего образования.

Научно-теоретическую основу содержания химического образования составляют основные теоретические концепции и законы:

 

  • атомно-молекулярное учение (на первоначальных этапах изучения предмета),
  • строение вещества (теория строения атома и теория химической связи);
  • периодический закон, раскрываемый в свете современных представлений;
  • теория электролитической диссоциации;
  • учение о закономерностях возникновения и протекания химических реакций;
  • зависимость химических свойств веществ от их состава и строения.
  • Основой изучения органической химии является теория строения органических соединений.

 

Содержание курса химии на II и III ступенях общего среднего образования включает следующий набор дидактических единиц:

  • законы и теории химии;
  • основные химические понятия;
  • модели;
  • факты;
  • методы химической науки;
  • вклад выдающихся учёных в становление и развитие химии.

Химическое образование осуществляется на основе ведущих принципов демократизации, непрерывности, стандартизации, вариативности и гуманизации.

Принцип демократизации

Химического образования доступно всем учащимся в рамках базового уровня на всех ступенях, что обеспечивает равные возможности как для продолжения учащимися образования на следующей ступени, так и для осуществления ими профессиональной деятельности, в том числе в химико-ориентированных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Принцип непрерывности

Химическое образование непрерывно и преемственно на всех этапах общего среднего образования и создаёт основу для получения профессионального образования.

Принцип стандартизации

Единые цели обучения, воспитания и развития учащихся, на основе единой нормативно-правовой базы, единых учебных планов, государственных образовательных стандартов и учебных программ по химии.

Принцип вариативности

Реализуется через вариативный компонент, включающий факультативные, элективные курсы по химии на I, II и III ступенях общего среднего образования, что обеспечивает возможность выбора определённого уровня теоретической и практической подготовки по химии, учитывает личностные особенности учащихся.

Принцип гуманизации

Роль химического образования раскрывается, как элемент общей культуры человека и предполагает раскрытие связей между химическими знаниями и повседневной жизнью человека. Он обеспечивает в процессе обучения химии условия для развития и саморазвития личности, формирует опыт творческой деятельности, ответственное отношение к природе и обществу, понимание принципов рационального взаимодействия с природой и места человека в ней, культуры мышления и поведения, воспитывает убеждённость в необходимости заботы о своём здоровье.

2. Основные цели и задачи учебного предмета «Химия» в лицее

Содержание образования учебного предмета «Химия» ориентировано на освоение учащимися культуры рациональной деятельности в мире веществ и химических превращений на основе знаний о свойствах важнейших веществ, окружающих человека в повседневной жизни, природе, промышленности и на понимание сути химических превращений.

Содержание химического образования также ориентировано на формирование у учащихся знаний роли химии в решении актуальных проблем современности, от грамотного решения которых зависит здоровье и уровень жизни людей, состояние окружающей среды.

Изучение химии на II ступени общего среднего образования направлено на достижение следующей цели — формирование у учащихся первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностях их превращений, умений применять полученные знания в образовательном процессе и повседневной жизни; общекультурное развитие личности средствами учебного предмета.

Задачи изучения химии на II ступени общего среднего образования:

  • обеспечение осознанного усвоения учащимися языка химии, важнейших законов и закономерностей, методов их познания для понимания и объяснения свойств веществ и химических явлений;
  • формирование умений наблюдать химические реакции при проведении химического эксперимента и анализировать результаты наблюдений; осуществлять расчёты на основе химических формул веществ и химических уравнений;
  • создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, экологической культуры, мотивации изучения химии как одной из фундаментальных естественных наук;
  • формирование умений применять полученные знания в целях образования и самообразования, опыта безопасного использования веществ и материалов в повседневной деятельности, обеспечения культуры здорового образа жизни и подготовки учащихся к полноценной жизни в обществе.

Цель изучения химии на III ступени общего среднего образования — формирование системы химических знаний и опыта их применения, обеспечивающего общекультурное развитие личности, понимание химической природы как части естественнонаучной картины мира, активная адаптация в социуме и безопасное поведение, готовность к продолжению образования на последующих уровнях и ступенях профессионального образования.

Задачи изучения химии на III ступени:

  • формирование системы химических знаний на основе важнейших законов и теорий для объяснения природных и техногенных процессов;
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента, для самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание убеждённости в необходимости использования потенциала химии для исследования природы, рационального природопользования и экологически грамотного поведения, положительного отношения к химии как к одному из важнейших компонентов человеческой культуры;
  • формирование культурно-развитой личности, способной применять полученные химические знания в повседневной жизни и трудовой деятельности, решать практические задачи, связанные с безопасным использованием веществ и материалов, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.

3. Дидактические принципы и критерии отбора и конструирования содержания курса химии в лицее

Важнейшим принципом конструирования содержания курса химии является упорядочение химических знаний

Основополагающими при отборе содержания и конструирования курса являются общедидактические принципы научности, доступности, системности и систематичности, историзма, связи обучения с жизнью и т. д.

Принцип научности - в учебном содержании отражаются только реальные процессы и вещества, а также выявляются связи между ними. Реализуя данный принцип, учащиеся знакомятся не только с готовыми выводами, но и с методами исследования, используемыми в химии.

Глубина научной интерпретации фактов, явлений ограничивается принципом доступности. Доступность содержания проявляется в числе логических связей между элементами знаний. Уровень предъявления содержания доступен для учащихся соответствующего возраста.

Принцип системности - формирование в сознании учащихся системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д. Для этого вещества, процессы, химические элементы и другие объекты изучения рассматриваются с разных сторон, чтобы у учащихся создавалось как можно более полное, объективное представление.

Систематичность предполагает рассмотрение каждого элемента (или компонента) содержания курса химии во взаимосвязи с другими элементами содержания. Системный подход учитывает также закономерности процесса познания, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип историзма - использование сведений из истории развития химической науки, а также материала о жизни и деятельности выдающихся учёных-химиков. Использование данного принципа способствует реализации целого ряда воспитательных задач.

Принцип связи обучения с жизнью - практическая роль химических знаний в жизни человека. Благодаря осуществлению этого принципа, учащиеся осознают ценность и полезность химического образования. Этот принцип требует раскрытия прикладного значения химических знаний.

Реализация данных принципов происходит посредством учёта критериев отбора содержания. К числу последних относятся следующие:

  • целостности — реализация этого критерия находит отражение через рассмотрение пяти основных учений: периодичности, строения вещества, химической кинетики и химической термодинамики, теории строения органических веществ;
  • научной и практической значимости — критерий определяется дифференцированным подходом к трансляции в учебный предмет тех знаний, которые имеют всеобщий, общий и частный характер. При этом в основное содержание включаются, в первую очередь, знания всеобщего характера, например периодический закон, структурные представления и др.;
  • соответствия возрастным особенностям учащихся;
  • соответствия внешним условиям данного социума (материально-техническим, социо-культурным и пр.) — при разработке учебного химического эксперимента учитывается материально-техническое оснащение лицея и правила техники безопасности, а также требования нормативных документов, регулирующих научно обоснованный перечень; состав, структуру, содержание; рекомендации по использованию реактивов, приборов, посуды и технических средств обучения для кабинета химии;
  • соответствия международным стандартам.

3. Общая характеристика и особенности структуры содержательного наполнения химического образования в лицее

Образовательный процесс по реализации химического образования на всех ступенях строится на основе принципов государственной политики в области общего среднего образования, на научно обоснованном определении содержания общего среднего образования и его структурировании, на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей и основных закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся.

Первоначальное знакомство с основными химическими понятиями происходит на I (7класс) ступени общего среднего образования в рамках изучения пропедевтических учебных предметов (курс «Тайны химических превращений»), а также на основе знаний, полученных при изучении курсов математики и физики.

В соответствии с Единым типовым учебным планом для общеобразовательных учреждений систематическое изучение химии осуществляется на II ступени общего среднего образования (8—9 классы) и III ступени профильного образования (10—11 классы).

Порядок и режимы согласованной деятельности учителя и учащихся: коллективные, групповые, парные и индивидуальные. Формы организации обучения: урок, факультативное занятие, консультация, экскурсия и внеклассная работа по химии.

В целях определения соответствия результатов деятельности учащихся требованиям образовательного Стандарта и учебной программы по химии осуществляются их текущая, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты аттестации оцениваются отметкой в баллах в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия» с использованием пятибалльной шкалы.

Содержание образования учебного предмета (обязательное содержание образования и требования к результатам учебной деятельности учащихся) включает следующие взаимосвязанные содержательные линии:

  • химические элементы и вещество;
  • химические реакции;
  • химия как область практической деятельности.

Содержание химического образования структурировано в соответствии с данными содержательными линиями. Для осознания и понимания учащимися закономерностей химии существенная роль отводится формированию системы знаний о важнейших классах неорганических и органических веществ и современных представлений о химических процессах.

По своему содержанию современный курс химии состоит из основ неорганической, органической и общей химии. Основными идеями, которые проходят через всё его содержание являются:

  • единство веществ природы, их многообразие и генетическая связь между ними; рассмотрение веществ от сравнительно простых до самых сложных, входящих в состав живых организмов;
  • химическое соединение — качественно новое образование, результат взаимодействия атомов;
  • подчинение химических реакций объективным законам природы;
  • развитие химической науки под влиянием потребностей общества и, в свою очередь, её влияние на развитие общества.

Обязательное изучение химии в лицее систематическое, относительно завершённое и обеспечивает обучающихся химическим образованием, создающее предпосылки для успешной адаптации в повседневной жизни, а также для выбора способов продолжения образования и (или) профессиональной деятельности.

5. Состав и структура учебно-методического комплекса по химии.

В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят учебные программы, учебные пособия, учебники, сборники задач, дидактические материалы, рабочие тетради, сборники контрольных (проверочных) работ, учебно-методические пособия для учителей, демонстрационные и компактные варианты таблицы периодической системы элементов. Могут также использоваться дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и другие средства. Их сочетание содействует повышению эффективности обучения учащихся химии.

Система дидактических материалов включает самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности текущего, промежуточного и итогового контроля.

В процессе обучения учащихся химии используются электронные средства, которые включают наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и т. д. Они повышают степень наглядности, способствуют конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся, создают эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.

Учебно-методическое обеспечение курса химии даёт возможность осуществления самообразования учащегося и использования разных методических систем и образовательных технологий.

Система лицейского химического образования:

Система лицейского химического образования - составная часть системы общего естественнонаучного образования, структура которого соответствует структуре лицея, основным её ступеням.

Ступени:

1 ступень (7 класс) – начальная школа – призвана обеспечить формирование у учащихся первоначальных химических знаний (требования – уровень обязательной подготовки) – базовый уровень

2 ступень (8-9 классы) – основная школа – призвана обеспечить формирование у учащихся первоначальных химических знаний (требования – уровень обязательной подготовки) – базовый уровень

3 ступень (10-11 классы)старшая (профильная) школа – предоставляет право выбора направления общеобразовательной подготовки. Реализуется идея дифференцированного подхода. В зависимости от выбранного направления, профиля обучения учащиеся смогут получить химические знания разного уровня.

Структура лицейского химического образования

Пропедевтическая химическая подготовка учащихся

Осуществляется в 7-х классах основной школы. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены:

  • тайны химических превращений (авторская программа, автор Смолякова О.Н.)
  • естествознание (государственная программа)

Химические знания, вводимые на этом этапе обучения, служит решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В процессе пропедевтической подготовки учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.

Базовый компонент химического образования

Обеспечивается в VIII - IX классах и обязателен для всех учащихся. Он представлен в основной школе в виде систематического курса химии. Из него учащиеся получат знания, объём и теоретический уровень которых будет определять обязательную химическую подготовку школьников в основной школе. Поскольку эти знания станут основой для дальнейшего химического образования как в школе, так и в других учебных заведениях, то обязательный уровень овладения ими, зафиксированный в Государственном стандарте школьного химического образования, можно назвать базовым.

Профильный компонент школьного химического образования

Призван наряду с решением общих учебно-воспитательных задач развивать интерес учащихся к химии, углублять их, способствовать к дальнейшему успешному освоению специальностей, связанных с химией. Этот компонент химического образования совпадает с профилированным звеном школы и неразрывно с ним связан. Уровень химической подготовки учащихся определяет выбранный ими профиль обучения

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать:

важнейшие химические поня­тия: нуклиды и изотопы, s-, р-, d-атомные орбитали, гибридизация орбиталей, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, геометрия молекул, катионы и анионы, вещества молекулярного и не­молекулярного строения, истинные рас­творы, гидратация, электролиты и их диссоциация, гидролиз, электролиз, ско­рость химической реакции, катализ го­могенный, гетерогенный и фермента­тивный, энтальпия, теплота образования, тепловой эффект реакции, энтропия, химическое равновесие и его динамичес­кий характер;

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соеди­нений;

основные принципы и законы химии: принцип минимума энергии, закон

(запрет) Паули, правило Гунда, закон Гесса, закон действующих масс, принцип Ле
Шателье (динамического равновесия);

  • основные теории химии: строе­ния атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, структуры органических соедине­ний (включая стереохимию), кинетики и катализа, термодинамики;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, фосфорная, муравьиная, уксусная, акриловая, молочная, щавелевая, стеариновая, олеиновая, пальмитиновая и бен­зойная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этен, бутадиен, этин, бензол, толуол, стирол, фенол, анилин, аминокислоты, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, метаналь, этаналь, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, графит, кварц, стекло, цемент, минераль­ные удобрения, бензин, жиры, мыла и моющие средства;

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен уметь:

  • называть: вещества по международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, вид химической связи в соединениях; изомеры и гомологи различных классов органических соединений; реакцию среды растворов различных солей; окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
  • характеризовать: S-, р- и d-элементы по их положению в периодичес­кой системе элементов; общие химичес­кие свойства металлов и неметаллов и их важнейших   соединений;   химическое строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фе­нолов, альдегидов и кетонов, монокарбоновых кислот, алифатических и ароматических аминов, углеводов — мо­но- и полисахаридов);
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; физичес­кий смысл информации, содержащейся в периодической таблице химических эле­ментов Д.И.Менделеева; природу и спосо­бы образования химической связи (ион­ной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость скорости химичес­кой реакции от различных факторов; смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;
  • выполнять химический экспери­мент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органиче­ских веществ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: иллюстрации методов познания, ис­пользуемых в химии (эксперимент, ана­лиз, синтез, гипотеза, моделирование); характеристики веществ, широко используемых на практике; доказательства материального единства неорганических и органических веществ, единой природы химической связи; выявления причинно-следственной зависимости свойств веществ от их состава и строения; безопасной работы с веществами, ис­пользуемыми в лаборатории, быту и на производстве; расчета количеств (масс, объемов) веществ, образующихся в результате протекания химической реакции; для предсказания возможности про­текания химических превращений.

Химия – это экспериментальная наука

Если мысленно проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит эксперименту. Все значимые теоретические открытия в химии являются результатом обобщения большого числа экспериментальных фактов. Познание природы веществ достигается с помощью эксперимента, он помогает раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Если эксперимент имеет такое важное значение в химической науке, то и при обучении основам этой науки в школе ему принадлежит не меньшая роль. Формирование представлений и понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за этими веществами и без химического эксперимента.

В то же время для объяснения сущности наблюдаемых химических явлений и процессов, протекающих в ходе выполнения химического эксперимента, от учащихся требуется глубокое знание законов и теорий. Кроме того, химический эксперимент играет важную роль в формировании умений и навыков для проведения опытов.

Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.

Химическому эксперименту, как элементу познания в лицее уделяется достаточное внимание. Учащиеся лицея могут своими руками прикоснуться к тайнам природы на уроках Экспериментальной химии.

Экспериментальная химия – отдельная учебная дисциплина, которая изучается учащимися на всех ступенях обучения (8-11 классы).

Химический эксперимент это процесс, который включает в себя две активно действующие стороны – преподаватель и ученик. В этой связи химический эксперимент в ходе обучения рассматривается, творческая деятельность преподавателя, направленная на «вооружение» учеников определенной системой знаний, умений и навыков, а так же, как познавательная деятельность учащихся, направленная на овладение системой знаний, умений и навыков. Только так ученик в состоянии проникнуть в суть химических явлений и процессов, освоить их на уровне общих закономерностей, ведущих идей и теорий и использовать полученные знания для дальнейшего познания предмета химии.
Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе химического эксперимента позволяет организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

В лицее для экспериментальной химии разработан УМК, который включает:

  • методические пособия для учителя и учащегося;
  • лабораторные практикумы для учащихся всех ступеней обучения с учётом профильности.

В методическом пособии для учителя – разработки всех уроков по темам.

Систематическое проведение экспериментов, в ходе осмысления которых ребята тренируются в таком навыке, может способствовать повышению успеваемости, в частности по химии. Полученные умения и навыки учащиеся используют не только для самостоятельного и активного овладения знаниями при обучении в среднем учебном заведении, но и после его окончания в ходе самообразования.
Химический эксперимент проводится в несколько этапов:

первый – обоснование постановки опыта,

второй – планирование и проведение,

третий – оценка полученных результатов.

Выполнять эксперимент возможно лишь с опорой на полученные ранее знания. Теоретическое обоснование опыта способствует его восприятию, которое становится более целенаправленным и активным, и осмыслению его сущности.
Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением гипотезы. Привлечение к этой работе учащихся развивает их мышление, заставляет применять имеющиеся знания для формулировки гипотезы, а в результате ее проверки ребята получают новые знания.

Химический эксперимент открывает большие возможности как для создания и разрешения проблемных ситуаций, так и для проверки правильности выдвинутой гипотезы.

Следовательно, эксперимент положительно влияет на умственное развитие учащихся, а преподаватель имеет возможность управлять процессами мышления, обучения и усвоения знаний.

Программы по экспериментальной химии авторская, она предусматривают широкое использование химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия и экспериментальные задачи – на протяжении всех лет обучения.

Выполняя лабораторные опыты и практические работы, учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний. Иногда при проведении этих опытов проявляется творческий подход – применение знаний в новых условиях. Это позволяет повторить, закрепить, углубить, расширить и систематизировать знания из разных разделов химии. Кроме того, у лицеистов формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и политехнической подготовке учащихся.
Решая экспериментальные задачи, ученики совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных заданий.

Наблюдение как метод познания широко используется при проведении химического эксперимента. Деятельность учащихся становится целенаправленной и приобретает активную форму при условии четкой постановки задачи и разработки методики ее решения.

Весь курс экспериментальной химии направлен на развитие умения анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины и условия, которые привели к получению данных результатов.

Кроме того, правильно организованный эксперимент воспитывает сознательную дисциплину, развивает творческую инициативу, бережное отношение к собственности.

Рабочая обстановка в лаборатории, образцовый порядок в ней также оказывают воспитательное влияние на учащихся, улучшают дисциплину. В лаборатории постоянно поддерживаться чистота, существует строго продуманная система хранения оборудования и реактивов.

Предварительная подготовка теоретического материала к предстоящей практической работе повышает интерес к последней, а это значит, что ребята будут активны и дисциплинированны во время занятия.

Осмысленное понимание сущности опытов, а также аккуратное оформление выполненных работ положительно влияют на поведение учащихся во время выполнения опытов.

Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планировать свою работу и осуществлять самоконтроль; воспитывает уважение и любовь к труду. Эта работа способствует общему воспитанию, всестороннему развитию личности, готовит к деятельности на современном производстве.