МХК

Концепция образовательной области  "Искусство"

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования определил переход на непрерывность художественного образования.

Это выразилось в том, что образовательная область «Искусство» в структуре лицейского образования представлена предметом «Мировая художественная культура» (8-9 классы). Данный предмет сопутствует языковым дисциплинам (английский и русский языки) в плане формирования общей гуманитарной культуры школьников, призван способствовать освоению учащимися общечеловеческих ценностей, закрепленных в шедеврах мирового искусства.

Изучение «Мировой художественной культуры» (МХК) в лицее осуществляется в рамках базового курса.

Базовый курс изучается на общеобразовательном уровне в классах непрофильного обучения. Предмет МХК входит в перечень обязательных предметов, составляющих базовую часть учебного плана. На его изучение отводится по 1 (одному) часу в неделю в каждом классе. Всего 68 часов за два года обучения.

«Мировая художественная культура» как предмет носит интегративный характер, приводит в систему все знания области искусства и гуманитарных предметов.

Основная идея курса «Мировая художественная культура» (МХК) как образовательного предмета состоит:

- в воссоздании у школьников на базе систематического знакомства с памятниками культуры це­лостного представления о духовной человеческой деятельности;

- в формирова­нии устойчивой потребности в расширении знаний в этой облас­ти, превращению их в часть своего духовного мира;

- в развитии бо­лее пластичного, более широкого отношения к миру как единству многообразия.

История мировой художественной культуры предполагает зна­комство со всеми аспектами географического, природного, истори­ческого, социального, лингвистического, мифологического, фило­софского, религиозного и художественного бытования конкретных феноменов искусства и целых культурно-исторических систем.

Содержание курса МХК охватывает огромный период развития культуры и искусства, от древних времен до современности и может структурироваться по-разному, в зависимости от авторского подхода: культурологического, исторического, цевилизационного, аксеологического и др.

Программное обеспечение курса «Мировая художественная культура» составляет образовательная программа: «Мировая художественная культура: для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы». / Сост. Г.И. Данилова - М.: Дрофа, 2010.

Учебно-методическое обеспечение МХК составляют:

Пособия для учащихся

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира.

Книга посвящена истории первобытного искусства, а также искусства Древнего Египта, Ассиро-Вавилонии, Древ­ней Греции и Древнего Рима. Показано многообразие различных художественных памятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, ювелирами, а также их непре­ходящая художественная ценность.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.

Книга знакомит с величайшими достижениями русской художественной культуры: старинной храмовой архитек­турой, иконописью, деревянной скульптурой, декоративно-прикладным искусством, произведениями, вошедшими в золотой фонд мирового искусства.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии.

Книга рассказывает о значительном вкладе культуры средних веков в сокровищницу художественных ценностей, созданных человечеством, а также о величайшем прогрессивном перевороте, совершенном в эпоху Возрождения, о новом эстетическом идеале; рассматривается творчество крупнейших художников.

Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма.

В книге рассказывается о том, как одевались люди в далеком и недавнем прошлом. Изучая одежду, моду, вкусы и привычки египтян, греков, римлян, византийцев, средневековых рыцарей и горожан, русских бояр и крестьян ученики могут окунуться в повседневную жизнь, духовный мир и культуру эпох.

Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады: Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство.

В книге во всем многообразии и неповторимости рас­крывается древнегреческое искусство с XI по I в. до н.э.: гомеровский период, архаика, классика, эллинизм. Рас­сказ о произведениях искусства гармонично переплетает­ся с изложением и толкованием многих древнегреческих мифов.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима: Архитектура.    Скульптура.    Живопись.    Прикладное    искусство.

В книге автор рассказывает о различных видах и наи­более значительных жанровых разновидностях искусства Древнего Рима (архитектура, рельефы, круглая скульптура, живопись, прикладное искусство), показывает влияние об­щественно-политической жизни государства на все виды древнеримского искусства.

Дуров В.А. Русские награды.

Впервые в одной книге — награды Российской империи от самых высших орденов до простых солдатских знаков от­личия. Цветные фотографии уникальных наградных раритетов из открытых и закрытых фондов исторических музеев страны (многие публикуются впервые).

Шпаковский В.О. Рыцари средневековья.

Крестовые походы, рыцарские ордена, вооружение и тра­диции западного рыцарства, романтика ушедших времен. Обо всем этом рассказывается в книге. Читатель узнает об истории рыцарства Западной Европы на протяжении две­надцати столетий.

Щукин А.Н. Знаменитые россияне: Биографический словарь-справочник.

Биографический справочник о выдающихся представи­телях России, оставивших след в мировой и отечественной истории. В книге содержатся сведения о более чем пяти­стах знаменитых россиянах: политических и общественных деятелях, деятелях науки, культуры, просвещения, религии, спорта, полководцах.

Дыгало В.А. А начиналось все с ладьи...

В книге подробно этап за этапом рассказывается о ста­новлении военного флота — гребной флот, парусный, па­ровой, атомный, а также об эволюции двигателей, систем вооружения, бронирования, средств управления. Читатель узнает о разнообразных типах судов, морских баталиях, био­графии славных флотоводцев.

Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрирован­ный словарь.

Включенные в  словарь по иконописи 500 тер­минов и 200 рисунков помогут освоить специфику древне­русской живописи.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.

Пособие охватывает материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. Читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, творчество отдельных писателей, художников, композиторов, архитекторов. В пособие включены вопросы и задания, хрестоматия по каждой из частей, краткий терминологический словарь.

Пособия для учителей

Мирецкая Н.В.,  Мирецкая Е.В. Культура эпохи Воз­рождения.

Творчеству и самостоятельному осмыслению художест­венных открытий Ренессанса помогают задания исследова­тельского и игрового характера, материалы для подготовки к занятиям, включенные в книгу и обеспечивающие сотруд­ничество учителя и ученика на занятиях разного типа по данной теме.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В., Шакирова И.П. Культура эпохи Просвещения

В книге рассказывается об особенностях классицизма, барокко, рококо, сентиментализма, просветительского реа­лизма, многообразии литературных жанров и предпочтени­ях в изобразительном искусстве, предлагаются материалы для подготовки к занятиям по этой теме, задания исследо­вательского, творческого, игрового и ролевого характера.

Книги предназначены для учителей, преподающих курс «Мировая художественная культура», а также будут полез­ны всем любителям искусства.

Методические пособия

Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры. Учебно-методическое пособие./Под общей редакцией Б.Я. Табачникова.- М.: ТЦ «Сфера»,2000.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

Рябцев Ю.С Методическое пособие и программа по истории русской культуры. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах и рассказах. М.: Новая школа, 1996.

Челышева Т.В., Янике Ю.В. Основы художественной культуры. МХК: Тестовые задания.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания: В 2-х частях. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Электронные ресурсы

  1. История искусства (Диск 1,2) 2003
  2. Шедевры русской живописи. 2001
  3. Эрмитаж. Искусство Западной Европы: художественная энциклопедия.
  4. Мировая художественная культура 10-11 класс (б-ка электронных наглядных пособий) 2003
  5. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. 2001
  1. Энциклопедия классической музыки. 2001
  1. Мировая художественная культура 10-11 класс. 2003
  2. История искусства. 2003
  3. История древнего мира и средних веков (5-6 класс). 2004
  4. Всеобщая история (история Древнего мира) 5-6 класс. 2004
  5. 19 век. Отечественная история, культура и искусство. 2005
  6. История религий. 2004
  7. Рапацкая Л.А. Культурология (русская художественная культура) 2003

Методические рекомендации

Образовательная область «Искусство» на старшей ступени обучения школьников. Мировая художественная культура: Учебно-методическое пособие. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2006

Пособие содержит материалы по планированию для 10-11 классов (базовый и профильный уровни), примеры учебного плана, требования образовательного стандарта, перечень опубликованных к настоящему времени программ, учебников и учебных пособий по МХК, их краткую характеристику, вопросы  тестовых форм диагностики уровня усвоения знаний.

Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические рекомендации. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Организация воспитательной работы и внеурочной деятельности по мировой художественной культуре

Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

В основу программ внеурочной деятельности  положены следующие принципы:

-        непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

-        развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-        единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

-        системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

В лицее реализуются следующие художественно-эстетические направления: «Юный гитарист», «Вампиловский театр», "Лицейский пресс-центр "Лик".

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, занятия объединений художественного творчества.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по мировой художественной культуре

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

–        постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

–        обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;

–        общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

–        освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

–        овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

–        осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

–        многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

–        участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

–        развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

–        эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

–        обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

–        обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

–        инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

–        наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

–        умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

–        соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

–        сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

–        активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

–        участие в учебном сотрудничестве и творческой деятель­ности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

–        понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

–        общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

–        самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

–        соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

–        оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;

–        расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

–        усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и  норм социального поведения;

–        эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).