Русский язык

Концепция
содержания общеобразовательной области «Русский язык и литература»

Актуальность

Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве языка обучения и изучения.

Родной язык - важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам. Фундаментальным принципом функционирования системы поликультурного образования является использование родного языка в качестве языка обучения и изучения.

Ментально—образовательная реформа ставит перед словесниками принципиально новые задачи: ориентация на установки и потребности личности. В центре образовательной парадигмы — личность, сознающая уникальность своего "бытия, развивающаяся по своим внутренним мотивам, самостроящая и конституирующая себя на свободной этической основе".

Процесс социализации личности был бы невозможен без языка. В системе общего среднего образования родной язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в становлении и развитии личности ребенка. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, перенимает, присваивает опыт поколений, вбирает в себя человеческую культур, познает самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения, т.е. формируется как личность.

Литература как учебная дисциплина является органической частью образовательной области «Русский язык и литература». Государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования ориентирует педагогов на своеобразие и особую ценность литературы в образовательном процессе. «Своеобразие литературы в ряду других искусств заключается в том, что она оперирует словесными художественными образами и потому опирается на все богатство языка. Словесная природа языка позволяет ей постигать действительность во всей универсальности. Обращенные к человеческой фантазии, к миру эмоций, к разуму, облеченные в «привычную» форму речи, ее образы обладают большой силой воздействия на читателей, приглашая их к диалогу, к осмыслению художественного текста, к сотворчеству и тем самым приобщая их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в приобщении читателей к духовным ценностям национальной и мировой культуры, в формировании национального самосознания играет русская литература с ее гуманистическим пафосом, патриотизмом и «всечеловечностью»

1Обеспечение качества обучения через  отбор учебных  материалов

Духовно-нравственное, эстетическое воспитание личности, воспитание чести достоинства гражданина России, добродетели и любви к прекрасному будет осуществляться за счет альтернативных, нетрадиционных программ по  культуре общения, основ православной культуры, народной культуры,  а также за счет традиционных программ по русскому языку и  литературе.

Учебные предметы русский язык и литература изучается по следующим основным программам:

Русский язык

Общеобразовательные классы

7 класс:  «Изучение курса русского языка по стабильным учебникам»

М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,Просвещение, 2009 г.

Учебники:

Бархударов С.Г. «Русский язык 7 класс», Просвещение, 2007,2009 г.

8, 9классы: «Программа по русскому языку. 5-9 классы»

М.М.Разумовская, .И.Капинос, С.И.Львова и др., Дрофа, 2008

реализует государственный стандарт по русскому языку и представляет один из возможных вариантов его конкретизации. Ведущий принцип в обучении - единство теории и практики, взаимосвязи и взаимозависимости знания и деятельности; главная цель теоретико- практическая , то eсть на основе системы лингвистических знаний максимально способствовать речевому развитию учащихся, их мышлению (речевое и интеллектуальное развитие личности). Подача грамматического материала сопровождается ярко выраженным речевым аспектом.

Учебники:

Разумовская М. М. и др. Русский язык. 8 класс. М. Дрофа, 2009г.

Разумовская М. М. и др. Русский язык. 9 класс. М. Дрофа, 2009г.

Программа "Русский язык" 5-9 класс под редакцией М. М. Разумовской

полностью обеспечена учебниками. В УМК также входят «Методические рекомендации к учебнику М.М.Разумовской "Русский язык"'». 5 - 9 класс – 2010г., в которых представлены основные направления в обучении русскому языку в каждом классе, планирование, методические рекомендации к изучению разделов, контрольные работы.

Профильные классы

10,11 классы:

«Русский язык» Н.Г. Гольцова, Русское слово, 2010 г.

Учебники:

Гольцова Н.Г. «Русский язык» 10-11 классы  Русская Словесность, 2008 г.

Выбор программ обеспечен широким спектром предоставляемых  учащимся возможностей:

–       получить представление о связи языка и культуры народа; о месте русского языка среди языков мира; о выдающихся лингвистах и их вкладе в развитие в языкознания; об особенностях литературного языка и его отличиях от других форм существования национального русского языка; о литературной норме и типах норм современного русского литературного языка; о выразительных возможностях и стилистических ресурсах русского языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса;

–       овладеть различными видами чтения и аудирования текста разных стилей и жанров; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развёрнутых или сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;

–       расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике; овладеть приёмами редактирования текста;

–       научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;

–       свободно пользоваться справочной и научно-популярной литературой по русскому языку;

–       развивать и совершенствовать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в различных сферах и ситуациях общения;

–       формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

Литература:

  1. Государственная программа по литературе Г.И. Беленького (7-9 классы)

Учебники:

Г.И.Беленький «Литература. 7 класс» Мнемозина, 2007, 2008 г.

Г.И.Беленький «Литература. 8 класс»  Мнемозина, 2007 г.

Беленький Г.И. «Литература. 9 класс» Мнемозина, 2005 г.

  1. Государственная программа Агеносова, Архангельского (10-11 классы)

Учебники:

Ионин Г.Н. «Литература.XIX век» Мнемозина, 2005 г.

Агеносов В.В. «Русская литература XX века» в 2 частях, Дрофа, 2005 г.

2.Обеспечение качества обучения через преемственность образовательных программ учебных курсов

Преемственность образовательных программ учебных курсов

Русский язык       Литература

7 класс 4 часа             2 часа

8 класс 3 часа             2 часа

9 класс 2 часа             3 часа

10 класс 1 час               3 часа

11 класс 1 час               3часа

3. Обеспечение качества обучения через  организацию спецкурсов:

1. Адаптированная программа спецкурса по литературе «Христианские сюжеты и образы в русской литературе» для учащихся 9 кл. на 58 часов

2. Предмет: литература, история

3. Авторы: Гладышева Марина Викторовна, учитель истории, обществознания, права, Северина Оксана Алексеевна, учитель литературы МОУ «Ангарский лицей №2»

4. Краткая аннотация: при изучении библейских текстов нам представляется плодотворным принцип широкой подачи историко-культурного материала: 1). Через взаимосвязь истории и литературы; «) через фольклор и русскую литературу разных времён. Одновременное  обращение к фольклору (на разных этапах его развития) и к литературе очень плодотворно. Сравнивая сюжеты, мы стремимся показать сходство и отличие взаимоотношений человека с судьбой. И Богом и привести учеников к выводу, что интерес всей мировой художественной культуры сконцентрирован на человеке, на процессе становления личности. В свою очередь, изучение библейских традиций и библейских мотивов в произведениях художественной литературы делает сложный материал более доступным современному подростковому сознанию.

5. Дата и номер МЭС: 22.10.2007

1. Программа элективного спецкурса «Теория и практика анализа художественного текста» для учащихся 10 класса на 58 часов

2. Предмет: литература

3. Автор: Северина Оксана Алексеевна, учитель литературы МОУ  «Ангарский лицей №2»

4. Краткая аннотация: предлагаемый курс способствует реальному и действенному осуществлению системный межпредметных связей и решает важные воспитательные задачи. Его главная цель – показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамической системы речевых средств, раскрыть основные принципы его анализа. Реализация данной программы позволит учащимся научиться проводить анализ, синтез, сравнение, даст возможность выработать творческий подход к сочинению как выражению языковой личности. Курс предназначен для развития у учащихся навыков анализа художественного текста, для подготовки к сочинению-интерпретации поэтических и прозаических текстов, подготовки разных видов высказываний. Курс позволит наиболее эффективно обучать слову (устному и письменному) на основе учёта личностного развития учащихся в гуманистическом пространстве и развития личности учащихся.

5. Дата и номер МЭС: 14.06.2010

1. Разработка  комбинаторной программы факультативного курса  «Избранные вопросы русского языка» для учащихся 10-11 кл. на 98 часов

2. Предмет: русский язык

3. Автор: Нагоненко Любовь Анатольевна, учитель русского языка МОУ «Ангарский лицей №2»

4. Краткая аннотация: данная программа поможет в овладении основными нормами языка, совершенствовании орфографических и пунктуационный навыков, общеучебных умений в обобщении, сравнении, классификации, анализе, оценивании, обучении анализу текста и его интерпретации, формировании умения создавать собственный текст. Курс окажет помощь в подготовке к ЕГЭ при переходе на более высокий уровень обучения в вузе.

5. Дата и номер МЭС: 04.05.2008

1. Программа элективного спецкурса «Азбука исследовательской работы» для учащихся 9 кл.  на 13 часов

2. Предмет: русский язык

3. Автор: Фролова Наталья Александровна

4. Краткая аннотация: материал построен на основе теоретических и практических знаний, предусмотренных традиционными государственными программами. При реализации программы базового курса предусматривается формирование умений и навыков по развитию связной      речи: писать тексты разных стилей, делать доклад на историко-литературную тему по одному источнику, составлять конспекты статьи, оформлять некоторые деловые бумаги.

5. Дата и номер МЭС: 25.12.2007.

1. Программа элективного курса «Язык в речевом общении» для учащихся 8-9 кл.  на 58 часов

2. Предмет: русский язык

3. Автор: С.И.Львова

4. Краткая аннотация: цель данного курса - совершенствование основных видов речевой деятельности в единстве их взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

5. Дата и номер МЭС: Москва, Мнемозина, 2009 г.

Учащиеся имеют  возможность подробно ознакомиться с информацией о предлагаемых спецкурсах и их программами на сайте лицея, в печатных материалах лицея.

4.Обеспечение качества обучения достигается через использование межпредметных связей:

Являясь одними из основных учебных дисциплин, русский язык и литература взаимодействуют с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями. Межпредметные связи усиливают позиции образовательной области «Русский язык и литература»: во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формируется эстетическое отношение к окружающему миру, в единстве с общественным циклом обращается внимание к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, связана область «Русский язык и литература» и с этикой, эстетикой, логикой, психологией, моралью, религией, наукой и т. д.
К критериям отбора фактов и явлений, учитывающих межпредметные связи, можно отнести: факты и явления, без которых невозможно изучить тему (для повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – это история Пугачевского восстания, для философской лирики Тютчева – представление о натурфилософии Шеллинга), факты и события, которые поясняют и иллюстрируют материал (например, знакомясь с классицизмом, учащиеся обращаются к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры и т. д.), использование приемов, методов и навыков работы, сформированных на уроках по другим предметам. Эти критерии позволяют реализовать межпредметные связи по двум направлениям: содержание образования и организация учебно-образовательного процесса. В старшем звене на первый план выдвигаются связи с профилирующими предметами. Так, для наилучшего уяснения понятия «художественный образ», на уроках истории сравнивается научное описание Бородинской битвы с художественным (роман Л. Н. Толстого «Война и мир»); на уроках биологии – научное описание человека (Давид Ламберт «Доисторический человек») и художественное (поэма М. Горького «Человек»). Интегрирование – наиболее сложный уровень методических связей. Оно предполагает общеметодологический подход к проблемам, изучаемым разными школьными дисциплинами.
Структуру межпредметных связей образовательной области «Язык и литература» отражает следующая схема.