Профессиональный стандарт педагога

Приказ о назначении ответственного лица за введение в лицее Профессионального стандарта педагога

Приказ о создании рабочей группы по введению профессиональных стандартов «Учитель», «Педагог-психолог», «Педагог дополнительного образования»

План-график внедрения профессиональных стандартов в МАОУ «Ангарский лицей №2 имени М. К. Янгеля» на 2017-2020 г.г.

Педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога в условиях формирования кадровой политики"

Педагогический совет "Развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога"

Изменения трудового законодательства в связи с введением Профстандарта

Профессиональный стандарт (в дальнейшем – Профстандарт, ПСП) - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался по поручению президента РФ и утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18 октября 2013 года № 544н. («Дорожная карта» введения профессионального стандарта педагога). Изменения  внесены приказом Минтруда России от 5 августа 2016 года № 422н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.08.2016, № 0001201608230049). Профстандарт для учителей должен был вступить в силу с 01.01. 2018 г., но дата  перенесена на 1 сентября 2019 года.

Целью внедрения ПСП является создание условий для определения и развития наиболее значимых профессиональных компетенций педагогов как инструмента повышения качества образования и реализации стратегии образования.

Кроме ПСП в РФ существуют и функционируют документы, определяющие и регламентирующие профессиональную деятельность педагогов:

- Трудовой Кодекс Российской Федерации, в котором, например, в ст.195 главы 31 четко прописаны определения таких понятий, как квалификация педагогов и профессиональный стандарт;

- Единый квалификационный справочник должностей (ЕКСД), в котором прописаны должностные обязанности педагогов, обозначено, что педагог должен знать, определены требования к квалификации.

Профстандарт педагога призван заменить Единый квалификационный справочник должностей. Если  ЕКСД освещает  вопрос  «Что  должен  уметь  делать  работник?»,  то  Профстандарт  отвечает  на  вопрос  «Как  он  должен  это  делать?»,  чтобы  достичь  ма ксимальной  эффективности  труда. Профстандарты в образовании, в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации

Предполагается, что Профстандарт будет применяться: при приеме на работу в ОО на должность «педагог»;  при проведении аттестации педагогов  региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта: Для работодателя: - формулировка требований к работникам. Для работника - оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.

По словам Йана Джукса, педагога, футуролога, «Перед нами стоит сложная задача - нам нужно подготовить учащихся к ИХ будущему, а НЕ нашему прошлому». Очевидно, что  характеристиками будущего являются: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий,  Интернет; социальная самоорганизация. МЕНЯЕТСЯ МИР – МЕНЯЕТСЯ СТАНДАРТ.

ПСП стал ответом на запрос информационного общества: Нужен человек «обучаемый», способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений, а не только человек «обученный». В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. (К. Д. Ушинский).

Уровни Профстандарта: дошкольное образование, начальная школа, основная школа, старшая школа. В ПСП определяются основные требования к квалификации педагога, которые могут дополняться региональными требованиями и  внутренним стандартом образовательной организации. Профстандарт учитывает специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы на всех уровнях, отражает структуру профессиональной деятельности педагога, выдвигает требования к личностным качествам педагога.

Структура ПСП:

1. Общие сведения.

2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3.Характеристика обобщенных трудовых функций.

3.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

3.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

В Стандарте прописаны 5 новых компетенций педагога:

1. Работа с одаренными обучающимися

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.

5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьѐзные отклонения в поведении.

Цель применения профстандарта педагога:

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

В Профстандарте предлагается оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к учителю, посредством  внутреннего и внешнего аудита. Оба вида включают в себя анализ планов и отчетов, посещение проводимых уроков. Сбор данных для оценивания осуществляется путем опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных. Внутренний аудит – это аудит, осуществляемый самой организацией для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований. В стандарте подчѐркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре. Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования.

Профстандарт определяет направления саморазвития педагога,  разработку (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, в том числе интерактивных, обучения, воспитания, развития, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде (технологии реализации компетентностного подхода, поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения, методики коррекционно- развивающей работы и т.п.); изучение основ квалиметрии ( приемы и методы измерения сформированности УУД; инструментарий и методы диагностики показателей уровня и динамики развития и воспитанности ребенка).

Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?

 

  • Реестр профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, официальные сайты Минтруда и Минюста.
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544-н - профстандарт педагога дошкольного образования,  профстандарт воспитателя, профстандарт учителя (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования).
  • Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514-н - профстандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования).
  • Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613-н - профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых.
  • Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608-н -  профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования.

 

Зарубина Е. В., зам. директора по НМР