Дискуссионный клуб

1. Аналитическая справка

Актуальность выбранного направления работы

Модернизация системы образования предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на расширение сфер самореализации обучающихся, формирование у школьников осмысленной культурной и гражданской позиции.

Культурный уровень детей формируется  не только в семье, но и в  культурной уровнем среде лицея. Поэтому очень важно создавать в ОО такие условия, в которых бы формировались, возникали и реализовывались культурные потребности школьников. Предметами, в процессе освоения которых происходит «возникновение» таких потребностей, в первую очередь являются русский язык и литература.

Первой потребностью, способной сформировать культурный уровень учащегося, является потребность в самостоятельном чтении. Еще одна, очень важная потребность -выстраивание диалогических отношений, на основании которых развиваются и совершенствуются коммуникативные способности обучающихся. «Введение» коммуникативных способностей учащихся в сферу культуры невозможно без освоения ими понятия толерантности. Поэтому формирование навыков самостоятельного чтения, совершенствование диалогических отношений на основе толерантности являются одними из важных целей преподавания языка и литературы в лицее.

Эти цели реализуются не только при освоении школьниками стандарта образования, но и во внеклассной деятельности по предмету, значение которой в настоящее время, на наш взгляд, возрастает. Именно в процессе внеклассной работы, выработанные у обучающихся компетентности переходят в общую компетентность, способствуют формированию осмысленной культурной и гражданской позиции.

Одной из форм внеклассной работы по литературе в этом направлении является клубная работа. Она позволяет дать школьникам свободу в выборе форм и тем деятельности и в то же время организовать руководство этой деятельностью в форме сотрудничества. Кроме того, такая форма отвечает требованиям возрастных особенностей старших школьников, на которых и ориентируются внеклассные занятия по предмету в этом направлении.

Предлагаемая программа работы Дискуссионный клуб «Театр и школа» помогает реализовать заявленные выше цели во внеклассной работе по предмету:

  • расширить сферы самореализации обучающихся, способствовать их социализации;
  • помочь в определении культурной идентичности (самоидентификации);
  • помочь в выстраивании диалогических отношений с социумом на основе толерантности.

Реализация целей предусматривает решение следующих задач.

  1. Формировать и развивать читательские интересы.
  2. Учить выявлять идейную и художественную ценность литературного произведения через обсуждение, дискуссию.
  3. Учить вести диалог, дискуссию, полемику, дебаты.
  4. Формировать понятие культурной идентичности, способствовать формированию креативности.
  5. Развивать речь, воспитывать бережное отношение к языку.
  6. Формировать понятие толерантного и интолерантного поведения в связи с нравственной позицией человека.
  7. Внедрять информационные технологии в воспитательный и образовательный процесс.

Деятельность дискуссионного клуба базируется на следующих фундаментальных принципах:
- принцип добровольности в реализации интересов и потребностей участников клуба в области образования;
- принцип развития в каждом участнике стремления к самосовершенствованию и саморазвитию через диалоговое общение;
- принцип активной позиции всех участников;
- принцип сотрудничества.

Организация таких дискуссий и обучение их ведению происходит под руководством участников проекта: учителей литературы  ОУ г. Ангарска, режиссеров городских театров и театральных объединений ОУ (театров или студий).

Реализация данной цели осуществляется на высоком уровне, объединяя на  региональном уровне партнеров по сетевому взаимодействию:

1) образовательные  учреждения:

- МАОУ «Ангарский  лицей №2», отв.  за  направление – М.В. Мясникова.

- МБОУ СОШ №10.

- МБОУ «Гимназия №1».

- МБОУ «Гимназия №8».

- МБОУ «Лицей №1».

2) социальных  партнеров:

- Театр «Чудак» (руководитель Александр Говорин).

- Театр «Родничок» (руководитель Тагир Хамитов).

- Театр «Алые паруса».

- отдел  по  молодежной  политике  администрации  АМО (руководитель Арцыбашева Н.Н.).

- отдел  по  культуре  администрации  АМО (руководитель Кириченко Н.В.).

- СМИ г. Ангарска.

Прохождение программы предполагает следующую систему работы.

  1. Заседание дискуссионного клуба проводится раз в месяц.
  2. Подготовка дискуссии ведется с использованием приемов проектной деятельности. Формируются временные творческие группы на основе личных интересов школьников. В группах проходит обсуждение сценария заседания, подбираются и редактируются материалы, музыка, репетируются инсценировки, планируется реклама клубного проекта и т. д. Дискуссионные вопросы готовятся как руководителями клуба, так и участниками и не разглашаются до заседания. Непосредственно перед заседанием возможно проведение социологических опросов, мини-сочинений по теме дискуссии. Обобщенные результаты опросов, интересные выдержки из сочинений оглашаются на заседании клуба.
  3. Планируются также занятия, где члены клуба будут обучаться выразительному чтению, приемам ораторской и сценической речи, ведению дискуссии.
  4. На заседание клуба приглашаются старшеклассники ОО города, а также учителя-предметники. Возможно приглашение гостей: писателей, деятелей культуры, артистов.
  5. После каждого заседания обязательно проведение занятия, где будет проходить рефлексия по поводу прошедшего мероприятия, как групповая, так и индивидуальная. Материалы этого занятия включаются в проект заседания. Причем материалы эти могут носить  творческий (литературный) характер.
  6. В подготовке заседаний могут быть активно использованы компьютерные технологии для создания презентаций творчества писателей, для представления экранизаций, для создания собственных творческих проектов на литературные темы.

Ресурсы, которыми располагает учреждение для решения актуальной проблемы.

п/п

Виды ресурсов

Количественная и качественная характеристика

лицей

1.

Педагогические кадры.

Руководитель лицейского театра «Кто мы?» Щербаков Н.А. –высшая категория.

Учитель литературы Калиш.Т.Б. - высшая категория.

Учитель литературы Огородникова М.Г. - высшая категория.

2.

Опыт создания и реализации сетевых проектов.

С 2009 года  - 10 сетевых проектов муниципального, регионального, Российского  уровня.

3.

Опыт сотрудничества с сетевыми партнерами.

В течение всех лет существования лицея сотрудничество с организациями культуры, образования, производства, общественными объединениями. Сотрудничество с театрами г. Ангарска и г. Иркутска.

4.

Информационные ресурсы.

Широкое информирование  общественности об образовательной деятельности лицея. Обеспечение доступности и прозрачности информации о деятельности лицея. Развитие сайта лицея.

5.

Технические ресурсы.

1.150 компьютеров, 5 компьютерных классов, интернет с пропускной способностью 100 мгбит/сек, 15 плазменных панелей, 6 проекторов.

2. актовый зал на 160 мест.

3.музыкальное оборудование для проведения мероприятий.

Достижения образовательного учреждения в решении данной проблемы 2013-2014 у. г.

1.Дискуссионный клуб (организация и участие в проведении)

п/п

Тема

Форма

проведения

Ответственный

Для кого проводится

Дата

1.

Планирование

работы дискуссионного

клуба в учебном году

Организационное собрание

Шербаков Н.А.

Представители координационного совета

сентябрь

2.

«Обломов» М.Угаров Театра «Чудак».

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

Учащиеся 10-11 классов

октябрь

3.

Спектакль «Черный альпинист» театр «Родничок»

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

ноябрь

4.

Театр «Новые люди»

Читка пьесы

Шербаков Н.А.

декабрь

5.

Любовная лирика.

Чтени и обсуждение стихов

Шербаков Н.А.

февраль

6.

Театр «Факел» спектакль по пьесе

К. Драгунской

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

март

7.

Театр «Новые люди» Высоцкий «Певец у микрофона»

Прочтение и обсуждение стихов

Шербаков Н.А.

апрель

2. Театр «Кто мы?» МАОУ «Ангарский лицей №2» оорганизация и проведение муниципального фестиваля «Театр «Родители и дети»» (декабрь 2013г.)

3. спектакли 2013-2014 уч.года:

в лицее:

«Ржавая кнопка с цианистым калием»

«Просто сказочная любовь»

«Беда от нежного сердца»

город:

-23-й Открытый благотворительный фестиваль детских и юношеских театральных коллективов «По страничкам любимых сказок», театр «Кто мы?» - спектакль «Просто сказочная любовь», победа в номинации «За актерскую работу», 2014г.

- 21-ый Открытый муниципальный фестиваль детских коллективов, посвященных 60-ю ДТДиМ «Театральная карусель-2014», театр «Кто мы?» - спектакль «Беда от нежного сердца», победа в номинации «Лучшая актерская работа в спектакле», 2014г.

-муниципальный творческий конкурс на иностранном языке «Весенняя мозаика» среди учащихся 6-11 классов ОУ.

Планируемые результаты, «продукты» и перспективы.

  1. Выполнение  намеченного  плана  мероприятий  муниципального  уровня.
  2. Активное включение театральных объединений ОО города в проект, как ресурс индивидуального развития детей и событийных детско-взрослых образовательных общностей.
  3. Публикация сборника творческих работ учащихся (рефлексия после заседаний клуба), инструментария для социологических опросов, тематики сочинений по темам дискуссий.
  4. Создание сборника компьютерных материалов для заседаний клуба и личных творческих разработок участников на цифровых носителях, а также видео и фотоматериалы. Анализ данного продукта позволит сделать выводы об уровнях сформированности навыков толерантного поведения, креативности, культурной самоидентификации, а также поможет подготовить инструментарий для их отслеживания.
  5. Увеличение числа  сетевых ОУ и партнеров проекта.
  6. Создание информационной поддержки  проекта.

План работы на 2014 - 2015 учебный год

п/п

Тема

Форма

проведения

Ответственный

Для кого проводится

Дата

1.

Планирование

работы дискуссионного

клуба в учебном

году

Организационное собрание

Шербаков Н.А.

Мясникова М.В.

Представители координационного совета

сентябрь

2.

Театры «Чудак», «Кто мы?» по произведениям А. Вампилова

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

Чалина О.Г.

Учащиеся 10-11 классов

24 октября

3.

«Скопен» Мольер  театр «Родничок»

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

ноябрь

4.

По произведениям В.Шекспира

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

декабрь

5.

По произведениям А.П. Чехов

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

январь

6.

«Юбилею победы посвящается».

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

февраль

7.

Выездное заседание  на базе драматического театра им.Охлопкова

Просмотр и обсуждение спектакля

Шербаков Н.А.

март