Школьные театральные сезоны

Аналитическая справка

Актуальность выбранного направления работы

Сегодня в Ангарске проводится много театральных фестивалей и конкурсов. Возникает естественный вопрос: зачем нужен еще один? В чем его отличие от других театральных фестивалей? Какие задачи он может решить?

Ответ на этот вопрос связан с различением понятий «формы» и «содержания». Например, можно сравнить две школы. По форме организации образовательного процесса они – одинаковые. А вот по содержанию они могут кардинально отличаться. В одной реализуется формализованное содержание учебных предметов, а в другой таким содержанием является решение задач развития ребенка. Очевидно, что для второй школы потребуется поиск различных дополнительных образовательных ресурсов, а также проектирование необходимых условий для ее решения. Следовательно, педагогический коллектив изначально принимает на себя установку творческого поиска, важным результатом которого является педагогический проект, интегрирующий  погружение в культурное наследие, «живую» встречу поколений и детскую творческую инициативу.

Другими словами, это особая задача проектирования педагогически осмысленных образовательных мест, где живут и востребованы продукты детского творчества.

Здесь необходимо прокомментировать тот смысл, который мы вкладываем в понятие «образовательное место» - что в нем происходит? что образуется в этом образовательном месте? По нашему представлению, место становится образовательным для человека, если в нем выстраивается совместная работа детей и взрослых и происходит встреча: с другим, с самим собой, с культурой, с собственной жизненной перспективой. В таких местах человек обнаруживает личностные смыслы, становится сначала соучастником общего коллективного действия, а на определенном шаге – и своего собственного творческого замысла. Такое понимание позволяет увидеть школьный театр как место встречи поколений и подлинного сотрудничества детей и взрослых – родителей, педагогов, актеров, музыкантов, художников и так далее. Это не пространство «подготовки к жизни», а пространство самой событийной жизни и, в том числе, развития детско-взрослой образовательной общности.

Сегодня мы можем наблюдать ситуацию, когда такие «живые» образовательные места имеют ограниченный тип образовательных ресурсов. Поэтому  замысел и ключевая идея  «Школьных театральных сезонов» состояла в том, чтобы построить такой культурно-образовательный проект, в котором бы решались задачи развития как отдельных участников, так и детско-взрослых театральных объединений.

Подчеркнем, что для организаторов проекта ориентиром являлось не количество просмотренных спектаклей, а формирование традиции встреч и понимание каждым участником своего смысла и перспективы движения в проекте «Школьных театральных сезонов». Поэтому проект сразу стал рассматриваться не как разовое мероприятие, а как  последовательность событий в жизни детско-взрослых театральных сообществ разных школ. Какова суть этих событий?

Первая линия событий – создание и прохождение пути развития собственно актерского мастерства в школьных театрах. Существенным элементом здесь становится активное участие родителей в подготовке спектаклей, активному участию в показах и обсуждениях результатов.

Вторая линия событий – приглашение к себе в ОУ представителей других школ, родителей, всех тех, с кем хотела бы встретиться театральная студия. Существенным элементом здесь является не только показ спектакля приглашенным зрителям, но и различные формы его обсуждения.

Третья линия развития проекта «Школьные театральные сезоны»  была связана с проведением муниципального фестиваля «Театр «Родители и дети»» на базе ц/о «Юбилейный» с участием школьных театральных студий.  Представляется, что такого рода встречи очень важны, поскольку это социальное пространство жизни творческого результата детей и их собственное  культурное взаимодействие. Кроме того, именно в ходе таких мероприятиях зарождаются подлинные дружеские отношения между сверстниками и коллективами разных школ. Смысл не в том, чтобы получить диплом за лучшую постановку, а в том, чтобы сообщество сверстников и взрослых ожидало новых премьер твоей театральной студии как событий культурной жизни.

С педагогической точки зрения, - это и есть построение необходимых условий, как для развития каждого отдельного ребенка, так и для развития театрального коллектива в целом. Наблюдая, как в глазах зрителей загораются искры интереса, еще раз осознаешь, какой огромный образовательный ресурс имеет наше культурное наследие для молодого поколения в современной социокультурной ситуации.

Такая логика построения культурно-образовательного проекта позволила его разработчикам определить номинации для «Школьных театральных сезонов»:  номинация «Семья – театр – школа» как особое со-бытийное пространство детско-взрослой общности, номинация «Театральная сказка», перерастающая в «Театральную притчу»: это способ размышления о добре и зле в современном мире на понятном всем детям и взрослым языке, номинация «Лучшая актерская игра» как особая точка роста участников проекта, номинация «Наставник», поддерживающая руководителей школьных театральных студий в их творчестве.

«Школьные театральные сезоны» - это творческое содружество театральных коллективов, школ, гимназий, Центров образования, специализированных учебных заведений, принимающих участие в фестивале. Это непрерывный поиск новых форм общения, прочтения лучших произведений русской и зарубежной литературы, Это дети, взрослые, ученики, учителя, одноклассники и наши зрители.

Отличительными особенностями и новизной проекта является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.йта — web-dev.org

Обоснование выхода на статус опорного, базового учреждения, ресурсного или учебно-методического центра (цели, задачи).

Культурно-образовательный  проект «Школьные  театральные   сезоны» является  открытым гуманитарным  проектом, к которому  могут   присоединиться любые  инициативные  группы: театральные ученические  коллективы, классы,  студии,  профессиональные  коллективы, родители, педагоги, представители творческой  интеллигенции и другие  субъекты  социокультурной  сферы.

Цель проекта – формирование осмысленных мировоззренческих оснований и построение практики реализации культурно-образовательных проектов как ресурса индивидуального развития детей и событийных детско-взрослых образовательных общностей.

Задачи проекта:

  1. проектирование различных форм социального партнерства образовательных учреждений с ведущими театрами г. Ангарска;
  2. формирование социального партнерства с образовательными учреждениями г. Ангарска,  а также Иркутской области, разработка совместных культурно-образовательных проектов;
  3. образовательная поддержка совместно режиссеров школьных театральных коллективов, учителей и детей в области театральной культуры, ораторского искусства;
  4. организация встреч, театральных, литературных и музыкальных гостиных с представителями творческой интеллигенции.

Ресурсы, которыми располагает МАОУ «Ангарский лицей №2»  для решения актуальной проблемы.

п/п

Виды ресурсов

Количественная и качественная характеристика

лицей

1.

Педагогические кадры.

Руководитель лицейского театра «Кто мы?» Щербаков Н.А. –высшая категория.

Учитель литературы Калиш.Т.Б. - высшая категория.

Учитель литературы Огородникова М.Г. - высшая категория.

2.

Опыт создания и реализации сетевых проектов.

С 2009 года  - 10 сетевых проектов муниципального, регионального, Российского  уровня.

3.

Опыт сотрудничества с сетевыми партнерами.

В течение всех лет существования лицея сотрудничество с организациями культуры, образования, производства, общественными объединениями. Сотрудничество с театрами г. Ангарска и г. Иркутска.

4.

Информационные ресурсы.

Широкое информирование  общественности об образовательной деятельности лицея. Обеспечение доступности и прозрачности информации о деятельности лицея. Развитие сайта лицея.

5.

Технические ресурсы.

1.150 компьютеров, 5 компьютерных классов, интернет с пропускной способностью 100 мгбит/сек, 15 плазменных панелей, 6 проекторов.

2. актовый зал на 160 мест.

3.музыкальное оборудование для проведения мероприятий.

Какие наработки, инициативы, проекты, идеи могут быть предложены для совместного решения или трансляции на муниципальную сеть.

В 2013-2014 учебном году авторами проекта был проведен выездной муниципальный фестиваль «Театр «Родители и дети» с участием театральных коллективов:

-"Крылатый" ДЮЦ "Перспектива" лингвистического театра "Глобус" (руководитель Шильникова Т.Е.).

-МБОУ "СОШ № 10 (руководитель Шевкова В.Б.).

-"Искорка" ДЮЦ "Перспектива" (руководители Ильина Т.А. и Солдатов А.Е.).

- МБОУ "СОШ № 27" (руководитель Мамченко Н.В.).

- МАОУ "Ангарский лицей №2" (руководитель Щербаков Н.А.).

Достижения образовательного учреждения в решении данной проблемы.

Участники проекта

Базовое  учреждение - МАОУ «Ангарский  лицей №2», директор В.Н.Беркут, отв.  за  направление – М.В. Мясникова.

Организационный комитет проекта «Школьных театральных сезонов»:

МБОУ ДПОС «Центр обеспечения развития образования», директор С.А. Загвоздина, отв. Т.В.Николаева.

МАОУ «Ангарский  лицей №2», директор В.Н. Беркут,  отв. Н.А. Щербаков, Е.Л. Белоногова.

Участники проекта «Школьных театральных сезонов»: ОУ города и области,  представленные своими театральными объединениями (студиями или театрами).

Социальное  партнерство в проекте

В течение сезона Организационным комитетом совместно с руководителями театральных студий разрабатываются проекты сотрудничества театральных коллективов образовательных учреждений с ведущими театрами и театральными студиями г. Ангарска и г. Иркутска.

Такое партнерство предусматривает следующие направления.

1. Организация посещения учащимися спектаклей.

2. Организация творческих встреч с актерами и режиссерами театров.

3.Посещение дискуссионного клуба «Театр и школа» (на базе МАОУ «Ангарский лицей №2»).

4. Организация мастер-классов для руководителей школьных театральных коллективов, педагогов и учащихся школ по режиссуре и актерскому мастерству.

5. Проектирование программ повышения квалификации педагогов на базе театральных вузов.

8. Организация выездных театральных и творческих сессий для школьных театральных коллективов в каникулярный период.

9. Предоставление сценических площадок театров школьным коллективам, достигшим высокого уровня театральных постановок.

10. Реализация других форм сотрудничества театральных коллективов ОУ с ведущими театрами г. Ангарска и г. Иркутска.

Этапы годового цикла    культурно-образовательного  проекта «Школьные театральные сезоны»

Тема

Форма проведения

Ответственный

Участники

Дата

1.

Создание и прохождение пути развития собственно актерского мастерства в школьных театрах

Реализуется в форме проектного семинара, в рамках которого разрабатывается сценарий культурно-образовательного события с использованием различных интерактивных форм обсуждения спектаклей.

Руководители театральных коллективов ОУ.

Для Своего ОУ и приглашенных театральных коллективов.

Сентябрь

2.

Обмен

опытом.

Приглашение в ОУ представителей других школ, родителей, всех тех, с кем хотела бы встретиться театральная студия. Существенным элементом здесь стал не только показ спектакля приглашенным зрителям, но и различные формы его обсуждения.

Руководители театральных коллективов ОУ.

Для своего ОУ и приглашенных театральных коллективов.

октябрь

3.

Фестиваль театральных коллективов.

Выездной муниципальный фестиваль «Театр «Родители и дети» на базе ц/о «Юбилейный».

Награждение:

1.грамотами театральных коллективов, участвующих в фестивале.

2.благодарственными письмами «Меценат проекта» родителей и других субъектов, оказывающих поддержку и помощь театральным коллективам, организаторам проекта.

3.грамотами МБОУ ДПОС «Центр обеспечения развития образования» организаторов проекта, педагогов-руководителей театральных студий, принимавших активное участие в реализации культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны».

МАОУ «Ангарский лицей №2»:

Щербаков Николай Александрович,

руководитель театра «Кто мы?»,

Мясникова Марина Владимировна,

заместитель директора по воспитательной работе,

Белоногова Елена Леонидовна

педагог-организатор, руководители театральных коллективов ОУ

Театральные коллективы ОУ г. Ангарска и г. Иркутска.

Ноябрь,

февраль

4.

Участие в региональном театральном фестивале г. Ангарск.

Показ спектаклей театральными объединениями (участниками проекта).

Руководители театральных коллективов ОУ.

Театральные коллективы Иркутской области.

Март.

5.

Создание информационной поддержки  проекта «Театр «Родители и дети»».

Освещение в СМИ, создание группы в Контакте.

Кураторы проекта – МАОУ «Ангарский лицей №2».

Участники проекта

В течение учебного года.

4. Планируемые результаты, «продукты» и перспективы.

2014-2015 учебный год

  • Выполнение  намеченного  плана  мероприятий  муниципального  уровня.
  • Активное включение театральных объединений ОО города в проект, как ресурса индивидуального развития детей и событийных детско-взрослых образовательных общностей.
  • Увеличению числа  базовых ОО и партнеров проекта.
  • Создание информационной поддержки  проекта «Театр «Родители и дети»».